Эта директива вступила в силу еще в мае этого года. Она предусматривает новые правила регулирования деятельности газопроводов третьих стран на территории ЕС – они должны работать по тем же правилам, которые применяются к внутренним газопроводам.

В частности, одно из основных требований этой директивы – разделение компаний, поставляющих газ, и компаний, которые его транспортируют. Эта норма очень неудобна для “Газпрома”, который в случае с “Северным потоком-2” является и поставщиком, и транспортировщиком газа по этому маршруту. Следуя новым европейским правилам, “Газпром” должен был бы сделать компанию-оператора “Северного потока-2” независимой, а при этом еще и 50% мощности этого газопровода должны быть свободны для других поставщиков газа.

На практике это означает, что Россия сможет использовать “Северный поток-2” только наполовину, да еще и изменить структуру своего национального достояния “Газпрома” таким образом, чтобы вычленить из него владение компанией “Nord Stream 2 AG”, в которой он является и учредителем, и владельцем контрольного пакета.

Однако фишка в том, что страны – члены ЕС должны имплементировать требования директивы в свои национальные законодательства. И тут открывается прекрасная возможность повлиять на исходную редакцию документа.

В частности, на прошлой неделе немецкие издания сообщили, что правительство Ангелы Меркель хочет подыграть России и при имплементации директивы ЕС в немецкое законодательство немного ее “подправить”. В частности, эти правки должны были так изменить смысл законов, что “Северный поток-2”, который еще физически строится, в интерпретации положений законов уже бы считался завершенным до 23 мая этого года, когда директива ЕС вступила в силу. А раз так, то и требование разделить поставку и транспортировку газа к “Газпрому” было бы необязательным.

Законопроект, который был вынесен на обсуждение в Бундестаг, менялся – дата “23 мая 2019 г.” (согласно директиве ЕС это день, до которого газопровод должен быть достроен, чтобы не подпадать под действие неудобных для России норм), то исчезала из него, то появлялась, но уже в другом месте текста, что позволяло свободнее трактовать нормы закона.

Такие правки вызвали бурю в немецком парламенте – в прошлую пятницу Бундестаг не смог принять этот закон. При этом голосование сорвала фракция правой партии “Альтернатива для Германии”, которая за день до этого призывала правительство защитить “Северный поток-2” от санкций со стороны США. Представители этой партии посчитали, что предложенная редакция документа ущемляет интересы российского проекта, и добились закрытия заседания.

Однако этот документ все же был проголосован 14 ноября. И теперь вопрос: что же таки принял Бундестаг? Поскольку, как сообщило Министерство экономики и энергетики Германии, это закон, практически идентичный газовой директиве ЕС. А правка, поданная фракциями Бундестага в этой закон, ничего в нем не меняет.

В то же время, как сообщает “DW”, министр экономики ФРГ Петер Альтмайер считает, что теперь газовая директива ЕС распространяется только на тот участок “Северного потока-2”, который проходит через территориальные воды стран – членов ЕС (а это всего лишь 12 морских миль), а не на весь газопровод.

Такая путаница вокруг принятого Бундестагом решения привела к тому, что его стали считать своей победой сразу оба лагеря противников – и “Газпром”, и Украина. В частности, премьер-министр Украины Алексей Гончарук на своей странице в Twitter написал: “Правительство Украины приветствует имплементацию Бундестагом Газовой директивы Евросоюза 1:1. Мы ожидаем, что независимый энергетический регулятор Германии также будет действовать в строгом соответствии с Директивой. Эту позицию также поддержала Европейская комиссия”. А российские издания вышли с заголовками, что “Газпром” обошел Европу”.

В любом случае, пространность формулировок дает Германии возможность и далее лавировать между двух огней и принимать те решения, которые ей будут вынуждены в тот или иной момент.

Однако и противникам, и сторонникам “Северного потока-2” пока рано открывать шампанское. Ведь решение Бундестага еще должен будет поддержать Бундесрат – законодательный орган Германии, состоящий из членов земельных правительств, представляющих 16 земель Германии. Это орган, который обеспечивает представительство регионов на федеральном уровне.

Кроме того, решение Бундестага может быть и оспорено, например, Польшей. Петр Возняк, президент польской компании PGNiG уже заявил, что если оно будет нарушать интересы Польши, то страна может обратиться в суд. Тем более что у нее уже есть успешный опыт: в сентябре этого года Польша выиграла в Суде Европейского Союза спор с Еврокомиссией относительно газопровода OPAL, который является продолжением “Северного потока-1” по суше, и добилась отмены разрешения увеличить использование мощностей этого газопровода с 50 до 100%. Тогда Польшу поддержали Литва и Латвия, а решение Еврокомиссии защищала Германия. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий