Отсутствие внимания государства к энергетическим проектам, работающим на биомассе и биогазе, может замедлить их развитие с 2020 г.
Система аукционов – это государственная система поддержки развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), введенная в 2019 г.
На аукционе проекты ВИЭ получают тариф на электрическую энергию от государства на 20 лет.
Это означает, что государство обязуется покупать электрическую энергию в объеме и по цене, определенными на аукционе, в течение 20 лет.
Обязательно должны участвовать в аукционах ветровые электростанции мощностью более 5 МВт и солнечные электростанции мощностью более 1 МВт.
Электростанции, работающие на других возобновляемых источниках энергии, в том числе на биомассе и биогазе, могут участвовать в аукционах добровольно.
Почему это система поддержки
Система предусматривает длительный срок поддержки, чем действующий “зеленый” тариф. “Зеленый” тариф действует только до 2030 г., а по аукционной системе поддержки тариф можно получить на 20 лет.
Отечественные и иностранные инвесторы положительно оценили систему аукционов за ее стабильность, прогнозируемость и возможность заключать долгосрочные контракты.
Предполагается, что аукционы будут проходить дважды в год. Первый запланирован на апрель 2020 г.
Как аукционы повлияют на проекты на биомассе и биогазе
Уже есть компании, которые готовы участвовать в аукционах в апреле 2020 г. Однако есть два нерешенные государством вопрос, которые ставят все под угрозу: отсутствие квот и вторичного законодательства. Информации, когда они будут решены, тоже нет. Пилотные аукционы, которые должны были состояться в 2019 г., проведены не были.
Есть и другие риски. Согласно прогнозам, квоты для проектов на биомассе и биогазе составят от 50 МВт до 100 МВт в год. При этом действует условие, что одна компания не может претендовать на более чем 25% этой квоты.
Какие есть варианты получения тарифа для станции на биотопливе мощностью более 25 МВт? Такие проекты уже существуют, их старт запланирован на ближайшие годы. Это Хмельницкая биотопливная ТЭС на агробиомассы (46 МВт), ТЭЦ компании Kernel на шелухе подсолнечника (60 МВт) и компания МХП на биогазе (24 МВт).
Вариант 1. Принять участие в аукционе и получить тариф на 20 лет.
При квоте для биоэнергетики 100 МВт в год одна компания может получить тариф максимум для 25 МВт. Если мощность проекту больше, он не получит тариф на полную мощность. Соответственно, реализовать такой проект будет невозможно.
Вариант 2. Не брать участие в аукционе, а получить “зеленый” тариф до 2030 года.
Проекты на биомассе или биогазе строятся два-три года. Если работы начнутся в 2020 году, то завершатся в 2023 году. Компания будет семь лет на возвращение инвестиции и получения прибыли, а этого недостаточно. То есть получать “зеленый” тариф компании тоже невыгодно.
реальный кейс
Хмельницкая биотопливная электростанция – это проект с потенциальными инвестициями более 200 млн. долл., мощностью 46 МВт, 450 рабочими местами и поставкой электроэнергии для 82 тыс. домов. Топливо – отходы производства зерна.
Проект уже потратил более 1 млн. долл. на подготовительные работы, но полное финансирование проекту не началось из вышеперечисленные причины.
Почему государство прогнозирует низкие квоты для биомассы и биогаза
Основной аргумент в пользу маленьких квот для ВИЭ – отсутствие в энергосистеме достаточного количества маневровых мощностей, которые понадобятся для бронирования и балансировки ветровых и солнечных мощностей. Это действительно так.
Однако электростанции на биомассе и биогазе работают стабильно и не требуют дополнительной балансировки. Более того, при создании соответствующих экономических стимулов проекты на биомассе и биогазе сами могут быть балансирующими мощностями. Чем больше в энергосистеме будет стабильной прогнозируемой генерации на биомассе и биогазе, тем более надежной и гибкой будет система.
Считаем, что государству не стоит искусственно ограничивать квоту для проектов на биомассе и биогазе и установить ее на уровне минимум 200 МВт в год.
как быть
Есть три пути обеспечения рентабельности биоэнергетических проектов.
Первый – повысить “зеленый” тариф. Считаем этот сценарий маловероятным.
Второй – продлить срок действия “зеленого” тарифа для биомассы и биогаза до 2035 г. Это реальный сценарий, для его реализации необходимы изменения в закон. Приняв их, государство ускорит развитие той генерации, которой больше всего не хватает энергосистеме: стабильной, прогнозируемой, маневренной и возобновляемой.
Третий – повысить квоты минимум до 200 МВт в год. Это тоже реальный сценарий, для его реализации необходимо решение Кабмина.
Призываем государство вмешаться в ситуацию и не допустить возможного замедления развития биоэнергетических проектов с 2020 г. (Георгий Гелетуха, председатель правления биоэнергетической ассоциации Украины, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)