Крупнейшие производители нефти подписали историческое соглашение о сокращении мировой добычи почти на 10%. Это положило конец разрушительной ценовой войне, которая поставила глобальную энергетическую отрасль на колени, передает Bloomberg.
После недели двусторонних звонков и видеоконференций министры стран-членов альянса ОПЕК+ и G20 наконец-то подписали соглашение, призванное частично компенсировать негативное влияние пандемии на спрос на нефть. Теперь фокус рынка смещается на то, будет ли это сокращение достаточным, чтобы обуздать растущий переизбыток сырья.
Переговоры едва не провалились в конце прошлой недели из-за сопротивления Мексики, но вернулись в нормальное русло в минувшие выходные. Достичь окончательного компромисса помогло вмешательство президента США Дональда Трампа.
“Беспрецедентные меры для беспрецедентных времен, – назвал процесс переговоров Эд Морс, ветеран нефтяного рынка, который сегодня возглавляет исследования по сырьевым товарам в Citigroup Inc. – В исторических переговорах о сокращении производства США сыграли решающую роль в разрешении конфликта между Саудовской Аравией и РФ”.
Альянс сократит добычу на 9,7 млн. барр./сут. (б/с), что несколько ниже первоначального предложения в 10 млн. б/с.
“Мы продемонстрировали, что ОПЕК+ работает, – заявил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман в интервью Bloomberg News через несколько минут после заключения сделки. – Я более чем доволен [этой] сделкой”.
Соглашение подвело черту под бурным месяцем, когда стоимость нефти Brent упала до $20/барр. – самого низкого уровня за последние два десятилетия. В январе этого года стоимость североморского нефтяного эталона превышала $70/барр.
Повторная министерская видеоконференция ОПЕК+, на которой подписали сделку, была проведена в Пасхальное воскресенье, менее чем за четыре часа до открытия нефтяного рынка. В первые секунды после открытия торгов в Сингапуре цена на нефть марки Brent подскочила на 8%, после чего рост цен замедлился до 3-4%.
Номинальное сокращение добычи в США, Бразилии и Канаде составит 3,7 млн. б/с, другие страны G20 снизят производство еще на 1,3 млн. б/с. Однако показатели по G20 не являются реальными добровольными сокращениями. Они, скорее, отражают влияние, которое низкие цены уже оказали на производство, и для того, чтобы они обернулись реальными сокращениями, потребуются месяцы, возможно, больше года.
“ОПЕК+ начала пожар, и их обязанностью было потушить его, – заявил в своем посте в Твиттере Джейсон Кенни, премьер-министр Альберты, крупнейшей нефтедобывающей провинции Канады. – Впереди много сложных месяцев с очень низким спросом и огромными запасами, но, по крайней мере, сейчас есть путь к восстановлению”.
Мексика одержала крупную дипломатическую победу, поскольку она сократит только на 100 тыс. б/с, что значительно меньше, чем ее пропорциональная доля (400 тыс. б/с, – ek). Но теперь ее будущее внутри ОПЕК+ туманно. Ожидается, что в течение следующих двух месяцев будет принято решение о выходе страны из альянса.
Лавры победителя [в ценовой войне между Россией и Саудовской Аравией], по-видимому, достались Трампу, который отказался активно сокращать добычу нефти в США и лично заключил телефонные сделки с президентом Мексики Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором, президентом России Владимиром Путиным и королем Саудовской Аравии Салманом.
“Самое примечательное [в этой истории] то, что человек, являющийся самым непримиримым критиком ОПЕК, собрал вместе Саудовскую Аравию и РФ, которые согласовали одно из самых больших сокращений поставок”, – сказал Джейсон Бордофф, бывший чиновник администрации Обамы, ныне преподающий в Колумбийском университете.
Трамп стал первым американским президентом за более чем 30 лет, который настаивал на повышении цен на нефть.
Слишком мало и слишком поздно
Ограничения производства рассчитаны на два года, но уровень сокращений будет снижаться. После июня 9,7 млн. барр. уменьшатся до 7,6 млн. б/с до конца года, а затем – до 5,6 млн. б/с до апреля 2022 г.
Соглашение вступит в силу 1 мая, в результате чего страны ОПЕК+, которые значительно увеличили добычу в апреле, продолжат заливать рынок нефтью в течение следующих трех недель.
Goldman Sachs Group Inc. назвала сокращения “слишком маленькими и слишком запоздалыми”, заявив, что они приведут к фактическому снижению поставок примерно на 4,3 млн. б/с по сравнению с уровнями I квартала. “В конечном итоге, это доказывает, что никакие добровольные сокращения не могут быть достаточно крупными, чтобы компенсировать потерю спроса в апреле-мае из-за коронавируса в среднем на 19 млн. б/с”, – говорится в отчете аналитиков банка.
Согласно условиям обновленной сделки, Саудовская Аравия сократит свою добычу до 8,5 млн. б/с, что является самым низким уровнем с 2011 г. Соглашение OPEC+ измеряет сокращение Саудовской Аравии с базового уровня в 11 млн. б/с, как и в России. Но на самом деле производство королевства упадет с гораздо более высокого уровня. В апреле Саудовская Аравия увеличила добычу до рекордных 12,3 млн. б/с в рамках своей ценовой войны с Россией за долю на рынке.
В то время как все страны усиливают карантинный режим, рынок нефти гораздо больше обеспокоен потреблением, чем предложением. Сама ОПЕК признала эту проблему – во внутренней презентации организация заявила министрам, что в апреле мировой спрос на нефть может упасть на 20 млн. б/с.
“Одобренное [ОПЕК+] сокращение производства на 9,7 млн. б/с более чем вдвое меньше по сравнению со снижением спроса”, – сказала Амрита Сен, главный аналитик по нефти в консалтинге Energy Aspect Ltd.
Стоимость барреля июньской нефти Brent 13 апреля к 8:41 по Киеву составила $32,65 (+3,72%). Баррель майской нефти WTI торговался по $23,66 (+3,95%). Максимальные цены в ходе азиатских торгов составили $33,25 и $24,59 соответственно. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)