Украинские производители смазочных материалов сегодня полностью парализованы. Начиная с 23 мая 2020 г. все они не имеют права ни хранить, ни закупать, ни перерабатывать, ни продавать продукты, изготовленные на основе базовых масел. А это практически все масла и смазки в стране.
Уже очевидно, что введенный акциз на базовое масло приведет к сокращению производства, росту цен на отечественный продукт, спровоцирует очередную волну безработицы в Украине.
Как прогнозируют эксперты, введение акцизного налога на базовое масло в Украине повлечет за собой колоссальное сокращение отечественного производства смазочной продукции, тысячи потерянных рабочих мест, рост безработицы в стране, наводнение украинского рынка низкопробным фальсификатом, сокращение налоговых поступлений в бюджет Украины и значительную прибыль импортному производителю. Ведь, из-за налогового акциза, когда цена на отечественные смазочные материалы возрастет до уровня сегодняшнего именитого импорта, зарубежные компании естественно поспешат увеличить разрыв в цене. Так что введенный акциз ощутят на себе все 10 миллионов автомобилистов Украины, промышленные, аграрные предприятия, а вслед за ними и все украинцы.
Очередной “турборежимный” Закон, принятый ВР и подписанный президентом, гарантирует экономический коллапс в Украине. Причина – подпункт 215.3.4, в котором значится, что, согласно Закону №466-IX, с 23 мая 2020 г. базовые масла, код ТН ВЭД 2710 19 99 00 – которые импортирует украинский производитель, теперь облагаются акцизным налогом. За 1000 литров предприятию придется заплатить акцизный налог в сумме 213,5 евро, что означает дополнительно плюс 50% к цене за тонну. То есть, нынешняя цена увеличится практически в полтора раза! Помимо этого, вступивший Закон уже сегодня полностью остановил процесс производства масел и смазок в стране. При введении акциза на ввоз базовых и индустриальных масел “слуги” не предусмотрели никакого переходного периода, и производители просто оказались не готовы к работе в таких условиях. По словам специалистов для оформления всех необходимых разрешительных документов и прохождения процедур нефтепромышленным предприятиям понадобится от шести месяцев до года. На сегодня же, без данных документов предприятия не имеют права: ни хранить, ни закупать, ни перерабатывать, ни продавать продукты, изготовленные на основе базовых масел. А это практически все масла и смазки в стране. Специалисты считают, что данный пункт попал в Закон ошибочно и просто был пропущен при принятии проекта в знаменитом “турборежиме”. И если сегодня в срочном порядке не внести корректировки в Закон, то промышленность страны ждет коллапс.
“Все представители смазочной отрасли Украины вместе с трейдерами, забыв о конкуренции, объединились и написали открытое Обращение Президенту Украины, нардепам и представителям соответственных органов. Мы все действительно равны перед этим пунктом, потому что последствия катастрофические абсолютно для каждого отечественного производителя смазочных материалов” – заявил Терри Дикен, технический директор крупнейшего украинского производителя смазочной продукции, компании AZMOL BP.
“Мало того, что ввод акциза вызовет существенное подорожание нашей продукции, и как следствие продукции всех отраслей, которые в своем цикле используют смазочные материалы производства AZMOL BP, отсутствие механизма для легального ввоза и продажи базовых масел уже сегодня остановило возможность осуществлять поставки по контрактам металлургическим и агропромышленным предприятиям Украины”, – добавил технический директор AZMOL BP.
Как рассказал представители другого отечественного производителя, СП “Юкоил”, последствия таких “акцизных новшеств” для украинского производителя моторных масел и смазок проследить не сложно. Базовое масло – основное сырье в производстве смазочных материалов, а значит, стоимость их вырастет соразмерно введенному акцизу. Дальше – больше. Далеко не все украинские производители смогут позволить себе продолжить производство в тех же объемах в условиях новой цены.
“Сегодня полностью остановлены, как закупки базового масла нашим предприятием, так и отгрузки по уже заключенным договорам нашим клиентам. Мы не можем продолжать работать, у нас нет ни документов, ни материальной базы для работы с подакцизным товаром. Что будет дальше, мы не знаем. Но, прогнозы страшные, в убыток себе никто работать не будет. А такими темпами работать реально не будет никто”, – так комментирует введение налогового акциза представитель СП “Юкоил”.
“Если сегодня украинский потребитель выигрывает на фоне импортных моторных масел и смазок только за счет выгодной цены, то после уплаты акциза за базовое масло, цены на отечественный продукт ощутимо возрастут. Такие условия сведут на нет конкуренцию с дорогостоящим импортом, а значит, отечественный производитель лишится значительной доли покупателей своего продукта. То же касается и промышленного сектора. Мы больше не сможем предложить им продукт по доступной цене. Естественно, снижение товарооборота приведет к снижению производства, а в скором времени и к сокращению рабочих мест. К тому же, при сокращении производства и продаж украинских производителей, значительно снизятся налоговые поступления от этих предприятий в бюджет Украины. Если в самое ближайшее время ДФС не даст разъяснения по новому Закону, наше предприятие будет вынуждено полностью остановиться. Думаем, такая же ситуация у всех украинских производителей”, – поясняет Терри Дикен, технический директор компании AZMOL BP.
Сегодня AZMOL BP – крупнейший украинский производитель смазочной продукции. Это тысячи рабочих мест: производство, лаборатория, офис, торговая сеть. Это миллионные инвестиции в модернизацию производственных мощностей. И все эти усилия предоставить украинцам действительно европейское качество продукта по доступной цене одним пунктом свели на нет. К тому же, сотрудники, подсчитывая колоссальные убытки акцизного ввода, уже сегодня понимают, что если правительство оставит все без изменений и разъяснений, то с работой в смазочной отрасли нужно прощаться. Это же касается и дистрибьюторских компаний отечественных производителей:
“У нашего предприятия огромная торговая сеть. Если ситуация не изменится, все эти люди однозначно потеряют работу”, – заявляют представители ООО “КСМ-Трейд”.
Еще одним сопровождающим эффектом ввода акциза станет процветание продажи фальсифицированной продукции. Когда на украинском рынке останутся дорогостоящие отечественные и импортные производители моторного масла, потребитель в любом случае начнет искать, где же взять подешевле. А значит, реки фальсификата, текущие в Украину наливом через контрабандные поставки из ближнего зарубежья, увеличатся в разы. (Алексей Тодоров, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)