Новый закон загнал импорт машинного масла под акциз. Производители остановили свои заводы, последствия ощущают на себе промышленность и армия.
Ошибочка вышла
Отечественные производители машинных масел заявили об остановке своих производств в связи с резким изменением правил игры на рынке. После принятия законопроекта №1210, разработанного главой налогового комитета Верховной Рады Даниилом Гетманцевым, в категорию подакцизных товаров были занесены базовые масла, которые являются сырьем для производства готовых масел.
Гетманцев пояснил, что код товара 27 10 19 99 00 согласно УКТ ВЭД был добавлен в список подакцизных товаров не случайно, а чтобы предотвратить нелегальный завоз в Украину под этим кодом смеси масла и дизельного топлива, что позволяло злоумышленниками избегать уплаты акцизного сбора при импорте последнего. По его словам, это четко прописано в законе. “Акцизом облагается не базовое масло, а только смеси”, – разъяснил цель внесенных правок Гетманцев. Он посчитал начисление акциза на базовые масла работниками таможни “эксцессом” и заверил, что проблема будет устранена в ближайшее время. Тем не менее, код товара 27 10 19 99 00 неоднозначно описывает “другие смазочные материалы и другие дистилляты”, в связи с чем базовые масла по факту и попали под акциз. Вот и выбирайте, кто всему виной – непонятливые таможенники или все же невнимательные законодатели.
Производство – стоп
Однако производители масла заявили, что закон, направленный на борьбу с недобросовестными импортерами топлива, навредил в первую очередь им. Ведь базовые масла, которые служат сырьем, в Украине не производятся, они исключительно импортные. И теперь производителям необходимо сразу же уплачивать акциз в размере 213,5 евро за 1 тыс. л импортируемого сырья, что приведет к удорожанию их продукции в 1,5 раза.
Кроме того, при работе с подакцизными товарами для предприятий установлены совершенно иные требования по перемещению, хранению и учету подакцизной продукции: для работы нужно оборудовать склады специальной измерительной аппаратурой и получать различные лицензии и разрешения. На все это может уйти от трех месяцев до года, тогда как закон не предусматривает никакого переходного периода – требованиям нужно соответствовать уже сейчас.
В частности, директор по маркетингу ООО “Украинско-британское совместное предприятие “Азмол Бритиш Петрокемикалс” Максим Токин рассказал, что оно не может выполнять новые требования законодательства и уже сегодня остановлено, а нишу украинских производителей могут занять импортеры из Беларуси и России.
Заплатим все вместе
Хотя тема производства и импорта машинных масел не так популярна в народе, как тема с топливом, тем не менее, это – огромный рынок. По оценке директора компании-производителя масел “КСМ Лубрикантс” Вячеслава Старостина, вследствие изменения правил игры вне закона оказалась доля рынка в объеме около $0,5 млрд.
Для рядового автомобилиста такие пертурбации могут пройти почти незамеченными: тот, кто использует авто в режиме “на дачу”, может тратить на плановую замену масла около 500 грн. в год в дешевом ценовом сегменте и около 1 тыс. грн. – в дорогом. Для него в лучшем случае цена вопроса вырастет на пару-тройку сотен гривен в год. Использующие автотранспорт в ежедневном режиме украинцы вынуждены менять масло почаще – это может быть и пять раз в год, поэтому тут уже цена вопроса из-за изменений правил игры вырастает до 1 тыс. грн. и более.
Однако куда более серьезные траты ожидают украинскую промышленность. По словам Андрея Гущина, директора по маркетингу СП “Юкойл”, более половины потребляемых в стране масел производятся в Украине. При этом в промышленности как раз более высокая доля масел отечественного производства. Например, агропромышленный сектор использует около 70% масел украинского производства, оборонные предприятия, а также многие крупные промышленные, такие как, например, “Энергоатом”, “Укргаздобыча” или “Укрзализниця”, снабжают себя исключительно маслами украинского производства. По приблизительным подсчетам, “Укрзализниця” закупает в год масел на сумму около 300 млн. грн., поэтому перераспределение рынка и повышение цен может обойтись ей в дополнительные 150 млн. грн. расходов.
Полных данных об объемах закупаемых масел Министерством обороны найти не удалось, но в любом случае речь идет о сотнях миллионов гривен дополнительных средств. Из последнего: Минобороны через систему Prozorro закупает моторного масла на свыше 70 млн. грн. На таких объемах увеличение стоимости в полтора раза влетает государству в копеечку. Вопрос, где брать деньги в кризисный год, если бюджет Минобороны на текущий год хоть и составляет 117 млрд. грн. (из них 22,7 млрд. на ремонт и модернизацию военной техники и оборудования), но уже сверстан. В любом случае танки и БТРы обслуживать нужно, а, в конечном счете, все траты на содержание армии оплачивают из своих карманов налогоплательщики.
От нововведения пострадает и горно-металлургический комплекс – по словам президента “Укрметаллургпрома” Александра Каленкова, подорожание масел может обернуться для отрасли дополнительными расходами в 300 млн. грн. в год.
Украинские масла сдают позиции
Пострадает и экспорт готовых масел из Украины – по словам Андрея Гущина, около 20% произведенной в Украине продукции отправляется за рубеж. “Мы экспортируем масла в 70 стран мира, в том числе – в США, Италию, Швецию. У нас срываются экспортные контракты, иностранные партнеры – в недоумении”, – сказал он.
Украинский рынок смазочных материалов в 2015 г. пережил настоящее потрясение, выразившееся в падении производства более чем в 3,3 раза. Произошло это из-за банкротства крупнейшего отечественного производителя данной продукции – Бердянского нефтемаслозавода “АЗМОЛ”. И хотя в следующем году объем производства моторных масел в Украине увеличился на 12,7% и продолжил рост в первом полугодии 2017 г. (на 1 тыс. т, или 6,6% по сравнению с первой половиной 2016 г.), освободившуюся крупную нишу заполнила импортная продукция.
Импорт, который в 2014 г. имел паритет с внутренним производством, достиг 75% объема рынка в 2015 г., и его доля продолжает увеличиваться.
Похоже, что если в закон Гетманцева не будут срочно внесены изменения, украинский рынок ждет новое падение производства, перераспределение в пользу импортеров из Беларуси и России и повышение цен для потребителей. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)