Ряд украинских городов обязались перейти на 100% ВИЭ к 2050 г. Как достичь цели в условиях уменьшения государственной поддержки “зеленой” энергетики.
По разным данным, города ответственные за 60-70% выбросов СО2 в сфере энергетики. Большую часть из них можно сократить, взяв инициативу в свои руки.
Таким путем пошли власти многих городов мира, поставив амбициозные цели заместить нефть, газ и уголь возобновляемой энергетикой – солнцем, ветром, биогазом, водородом.
Как оказалось, миссия реалистична и более 40 городов мира достигли климатической нейтральности, а почти сотня городов близки к этому.
Украина стала первой страной на постсоветском пространстве и в Восточной Европе, где города провозгласили курс на переход к возобновляемым источникам энергии.
Первым стал Житомир в 2018 г., в том же году – Чертков, Львов, Каменец-Подольский.
В следующем году таких городов стало семь, а также меморандум о сотрудничестве с международной климатической организацией 350.org по переходу на возобновляемую энергетику подписала Ассоциация малых городов Украины, которая охватывает около 160 населенных пунктов.
Сейчас объединять города вокруг энергобезопасности и климатической адаптации продолжает коалиция “Энергетический переход”, в которую входят общественные организации 350.org, “Экоклуб”, “Экодия”, “Хмельницкий энергетический кластер”, “Эколтава”, “Всеукраинская агентство инвестиций и устойчивого развития”, “Город Солнца”.
Дмитрий Сакалюк, эксперт по энергоэффективности ОО “Экоклуб”, который тогда вел переговоры с властями городов по энергетическому переходу, говорит, что это был непростой процесс, поскольку обязательства должны взять на себя мэр или глава общины, который будет на этой должности 1 -2 каденции. А обязательства – до 2050 г.
Мол, власть понимает, что обычно провозглашение таких амбициозных целей может вызвать волну критики в отношении них, якобы, обещают то, чего выполнить не смогут.
Присоединились те города, где есть сильная политическая воля и возможность думать стратегически, пытаясь заложить основы такого перехода.
Если власть 5-6 лет ориентировалась на возобновляемую энергетику, энергоэффективность, развитие общественного транспорта в соответствии со сложившейся стратегией, а следующая власть резко перестает это делать, то у избирателей появится неизбежный вопрос “Почему новая власть не хочет этим заниматься?”.
Это и будет мотивацией для вновь двигаться тем же курсом – на 100% ВИЭ.
Екатерина Проценко, исполнительная директор “Ассоциации малых городов Украины”, говорит, что пандемия сильно заморозила планы и стратегии энергетического перехода в большинстве малых городов.
Однако большие надежды возлагают на местные выборы. Большое количество природных бедствий, постигших страну в последние годы, показали остроту климатических изменений и эко вопросов. Люди, наконец, заинтересовались вопросами окружающей среды.
Поэтому, шансы на победу на местных выборах возрастут у тех, кто внесет экологические вопросы в предвыборные программы, а затем – и в стратегии в ОТГ.
Кроме того, добровольные обязательства повышать энергоэффективность и наращивать использование возобновляемых источников энергии берут на себя подписанты международного Соглашения мэров.
Они обязуются сокращать выбросы углерода на 30% к 2030 году. В Украине к Соглашению мэров присоединился 181 населенный пункт.
ЛЭД-освещения, СЭС на крышах и общественный транспорт
Качество стратегий и изменений в городах будут сильно зависеть от исходных данных – структуры общественного транспорта, состояния инфраструктуры и коммуникаций, доли государственного и коммунального имущества из числа домов, объемов бюджета, бизнес, которым можно сотрудничать и тому подобное.
Первое, что надо сделать – оценить затраты энергии. Чтобы понять, где есть возможности для улучшения.
Далее – стратегия действий с краткосрочными планами и промежуточными целями, чтобы можно было периодически сверяться, в правильном ли направлении движется власть и с должной скоростью.
Задача власти – создать механизмы, которые будут подталкивать людей к правильным решениям (программы поддержки, льготы, санкции, налоговые программы и т. д.).
К примеру, в 2018 г. на программу устойчивого развития в Ровно было выделено из городского бюджета 60000000 грн.
Она касалась программы энергоэффективности для ОСМД и компенсировала 90% расходов. Лишь 10% должны были собрать жители. Ею воспользовалось немало желающих.
Сейчас программа продолжает действовать, только вклад жителей уже составляет 30%. Только за 2019 более 200 ОСМД подали заявки на финансирование.
Житомир, город-первопроходец по целям 100% ВИЭ, одновременно работает в нескольких направлениях.
В 2019 г. все уличное освещение стало светодиодным. Биогаз, собираемый на мусорных полигонах, сжигают, получая электроэнергию.
В городе работают котельные на паллетах и в 2021 г. должны начать работу твердотопливные котельные, которые будут сжигать деревянные щепки.
В процессе построения – несколько солнечных электростанций и тепловых на биотопливе. Отдельная тема – общественный транспорт.
Житомир принял План постоянной городской мобильности, который, в частности, предсказал сокращение количества маршрутного транспорта и акцент на развитии электротранспорта.
“Зеленый курс” в городах – это, в частности, энергоэффективность и термомодернизация. Меньшие затраты энергии на отопление, следовательно, меньше генерация и легче обеспечить ее собственными силами.
Собственными силами города могут проводить энергоаудит и постепенно осуществлять термомодернизации коммунальных и государственных учреждений, мотивировать жителей и бизнес приобщаться к таким действиям.
Другой аспект – собственное производство электроэнергии из возобновляемых источников. Это биогаз из мусорных свалок, солнечные электростанции, твердотопливные котельные, электрическое отопление, “умные” сети.
В конце концов, “зеленый курс” в городах создает много рабочих мест. Например, процесс термомодернизации создает ряд вакансий энергоаудиторов, монтажников, банковских работников (выдача кредитов), продавцов и производителей стройматериалов и тому подобное.
Где взять деньги?
Первый вопрос, который возникает: где взять деньги на все эти изменения и энергетические переходы. Те, кто работает над энергетическим переходом, имеют ответы на эти вопросы.
Например, Житомир после демонстрации четкого курса на ВИЭ, демонстрации институциональной способности и слаженной деятельности команды получил огромное количество финансовых предложений от партнеров и грантодателей.
Андрей Зинченко, глава муниципального энергокооператива “Солнечный город” в Славутиче, убежден, что украинцы являются важнейшими внутренними инвесторами, готовыми вкладывать средства в хорошее дело.
Собственно, инвесторами “Солнечного города” и является рядовые украинцы, ведь стоимость одного пая вполне посильная – 15000 грн.
Ирина Ставчук, заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов, объясняет, что моделирование динамики выбросов показало: стоимость сценария реализации мероприятий энергоэффективности и уменьшения выбросов к 2030 году требует больше инвестиций по сравнению со сценарием “бизнес как обычно”. Однако он не будет значительно дороже для экономики из-за сокращения импорта энергоресурсов, их потребления, повышение энергоэффективности, операционных расходов и тому подобное.
ВИЭ – враг, а не приоритет?
Поэтому так, города могут провозглашать амбициозные цели и двигаться в этом направлении, однако важно, чтобы государственная политика была в том же направлении.
“Зеленый курс” в городах – это создание стратегических документов и адаптация к национальному “зеленого” законодательства на местном уровне.
Такими документами в городах могут быть климатическая стратегия, план действий устойчивого энергетического развития и климата, местная программа энергетического перехода и адаптации к изменению климата, стратегическая оценка потенциала перехода на энергию из возобновляемых источников, моделирование возможных сценариев энергетического перехода.
Курс должен ставить руководство страны, но без руководства городов он не будет реализован.
Другая сторона медали – это когда города имеют более амбициозные цели, чем страна, они тогда нуждаются в государственной поддержке.
Они могут быть инициаторами национальных изменений и реформ. Это, например, в вопросах энергетики и инвестиций много лет делали такие города как Винница, Житомир, Львов, Долина и др.
Организация 350.org в 2018 г. инициировала и поддержала моделирования сценария перехода города Житомира на 100% энергии из возобновляемых источников к 2050 г.
Моделированием занимались ученые Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
Разработанный сценарий доказывает, что такой переход возможен и экономически достижим.
Если же государство внезапно решительно меняет подходы к развитию энергетики и приоритетов, городам приходится туго, ведь не все изменения для достижения климатической нейтральности – в их полномочиях.
Более того, на государственном уровне вводить санкции и мотивации значительно легче и эффективнее.
Однако украинское государство, продолжая декларировать “зеленый курс” в правительственной программе выхода экономики из кризиса после пандемии, во время международных встреч представителей МИД и офиса вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, другой рукой объявляет ВИЭ виновником энергетического кризиса и берет курс на ее свертывание.
Хотя, стоит заметить, правительственная программа, которая сейчас отклонена Верховной Радой Украины одновременно обещает идти “зеленым курсом” и приоритизирует уголь.
Еще в 2019 г. Украина поднялась на 8 место рейтинга инвестиционной привлекательности в “чистую” энергетику среди развивающихся стран, при этом преодолев 55 ступенек по сравнению с 2018 г.
Тогда правительство Гончарука провозглашало курс на “зеленый энергетический переход”, что было изложено в представленной в январе 2020 г. Концепции зеленого энергетического перехода Украины к 2050 г.
Буквально за полгода с момента назначения и. о. министра энергетики и защиты окружающей среды Ольги Буславец риторика изменилась.
Оказалось, что именно “зеленый тариф” и ВИЭ вызывают энергетический кризис и ответственны за небалансы в энергосистеме.
Получилось, что причиной кризиса называют не коррупцию в энергетике и непрофессионализм ответственных лиц, а непосредственно ВИЭ на разных каналах и в разных медиа. Это начало делать “зеленую” энергетику монстром в глазах обычных украинцев.
Такая риторика может привести к глубокой энергетического кризиса – еще более глубокой, чем сейчас.
Если раньше государство должно большие объемы инвестиций в эту сферу, в том числе и внутренних, то сейчас рост почти остановился.
А старые мощности становятся еще более близкими к закрытию, приближая энергетический коллапс и зависимость Украины от импорта электроэнергии по чужим правилам.
Хотя государство пытается подписать меморандум с производителями электроэнергии из возобновляемых источников относительно добровольного просмотра имеющейся модели “зеленого тарифа”, однако разворот курса от ВИЭ уже вызвал первые судебные иски от инвесторов.
Кстати, экоактивисты обвинили и председателя комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрея Геруса в том, что он заблокировал процесс переговоров между Кабмином, Министерством энергетики и инвесторами ВИЭ.
Вместо итогов
Фактически как бы власть отдельных городов не пыталась сделать свой город климатически нейтральным и соблюсти взятых обязательств в рамках Соглашения мэров или меморандумов, у них есть “потолок возможностей”.
Пока государство ставило в приоритет энергоэффективность и развитие ВИЭ, вводила стимулирующие механизмы для того, чтобы убрать с рынка авто, генерирующие высокую долю выбросов, поддерживала всячески намерения инвесторов – был активный отклик и изменения на всех уровнях.
Города брали на себя обязательства, жители приобщались к финансовым программам, общественность вводила экологически ориентированные образовательные и информационные кампании, а государство стремительно становилась инвестиционно привлекательным.
Изменение государственной политики потянет потерю доверия инвесторов и потерю наработок в городах, когда они достигнут предела возможностей и не получат поддержки от государства.
На сегодня имеем ситуацию, когда климатическая и энергетическая политика государства зажаты в кризисные рамки восстановления экономики и не являются приоритетными. От того, какой курс выберет Украина сейчас, будет зависеть ее стратегическое развитие в ближайшие несколько лет.
Эксперты Всемирного экономического форума недавно выступили с инициативой “Большого перезагрузки”, которая предлагает полный переворот в экономике к справедливому развития “зеленой” и низкоуглеродной экономике.
Путь к этому предлагается такой: справедливое регулирование для поддержки экономики и согласования интересов всех сторон, пакеты экономического стимулирования, ориентированные на экологические, социальные и управленческие показатели (ESG) и использование четвертой промышленной революции для общественной пользы.
В ЕС такие договоренности уже официально приняты и получили название “План восстановления Европы” и “Зеленый курс”.
Их ключевой задачей является остановить изменение климата путем перехода на углеродно нейтральную экономику до 2050 г.
В Украине пока климатические и энергетические амбиции городов расходятся с реальным курсом государства. Четкого курса и стратегии нет, есть только точечное хаотическое вмешательство в отдельные сферы.
В Украине разработана Стратегия низкоуглеродистой развития до 2050 г, Концепция зеленого энергетического перехода Украины к 2050 г., но эти документы не реализуются.
Недавно премьер-министр Украины вообще заявил о том, что уголь станет основным топливом для производства электроэнергии на тепловых электростанциях.
Даже имеющиеся документы по климату и энергетике не согласованы с программами экономического развития и поддержки экономики после кризиса COVID-19, а также Программой действий правительства Украины.
В таких условиях городам сложно будет реализовать энергетический переход, потому что он имеет обеспечиваться политической волей, ресурсами государства, быть частью комплексного и межсекторального “зеленого курса”.
Стратегия “зеленого курса” предусматривает рост экономики не за счет истощения природы и сжигания ископаемого топлива, построение справедливого и процветающего общества, современное экономически эффективное и конкурентоспособное хозяйство и достижения нулевого баланса выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 г. (Светлана Романко, управляющая директор ОО 350.org в регионе CЕКЦА; соавтор Юлия Мельник (Пашковская), международная климатическая организация 350.org, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)