1. Цена газа для населения и тепловиков в июне снизится на 5,9%, для промышленности – вырастет на 9,7%.

Цена поставки НАК “Нафтогаз Украины” природного газа для нужд населения и производителей тепла в июне 2020 г. составит 2,142 грн./куб. м, что на 5,9% меньше, чем в мае 2020 г. (2,276 грн./куб. м).

Цена указана без НДС, транспортировки магистральными и распределительными газопроводами и наценки газсбытов.

С января 2020 года оптовая цена на природный газ в рамках специальных обязательств рассчитывается в соответствии с постановлением Кабинета министров №17 от 24 января 2020 года. Основным индикативом являются фактические результаты биржевых торгов, которые происходят с 1 по 22 число расчетного месяца на крупнейшем в Европе газовом хабе (ТТF).

В тоже время, НАК в июле 2020 года повысит цену на природный газ, отпускаемый промышленным потребителям на условиях предоплаты, на 9,7% (на 314,4 грн.) по сравнению с ценой текущего месяца – до 3,57 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС).

Указанная цена актуальна для потребителей, закупающих газ по предоплате в объеме более 50 тыс. куб. м в месяц при условии отсутствия долгов перед компанией и для 100%-ных “дочек” НАК.

Для других покупателей цена в следующем месяце увеличится на 8,7% (на 331,6 грн.) – до 4,15 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м (с НДС).

В Украине с 1 октября 2015 года отменено государственное регулирование цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения и ТКЭ для нужд населения. С этого времени “Нафтогаз” поставляет газ промпотребителям, бюджетным организациям и другим субъектам хозяйствования на рыночных условиях.

Стоит также отметить, что Кабмин может продлить спецобязательства по поставке газа населению еще на месяц, до 1 августа.

“Мы все понимаем, что с 1 июля ПСО отменено не будет. Оно будет продлено. В настоящее время речь идет о том, что ПСО будет продлено на месяц и все надеются, что в течение этого периода по крайней мере частично будут решены существующие проблемы”, – сказал глава НКРЭКУ Валерий Тарасюк в ходе Energy Meeting Online, организованной Energy Club 23 июня.

Тарасюк напомнил, что обязательства по либерализации с 1 июля рынка газа для бытовых потребителей среди прочего были обозначены в меморандуме украинских властей Международному валютному фонду (МВФ), однако до настоящего времени ряд аспектов, необходимых для отмены ПСО, остается неурегулированным. Главной проблемой Тарасюк, в частности назвал отсутствие поставщика “последней надежды”.

  1. ОЭСР рекомендует завершить сертификацию “Укрэнерго”

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует завершить сертификацию НЭК “Укрэнерго” в качестве независимого оператора системы передачи (ОСП).

Об этом говорится в аналитическом докладе ОЭСР “Реформа предприятий государственной формы собственности в секторе электроэнергетики Украины”.

“Изменения в законодательстве с целью сертификации НЭК по модели ISO (Independent System Operator) позволят урегулировать ситуацию с имущественными правами на систему передачи, которые по украинскому законодательству должны оставаться в собственности государства. Можно предполагать, что модель ISO предоставит “Укрэнерго” правомочие пользования активами системы передачи на заранее определенный период для достижения целей оператора системы передачи”, – говорится в докладе ОЭСР.

В документе также отмечено, что в “Укрэнерго” прошла масштабная реформа корпоративного управления: назначен независимый наблюдательный совет, проведена корпоратизация, назначено правление, завершен переход к отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), усовершенствована система внутреннего контроля, функционируют подразделения внутреннего аудита и комплаенс.

“Все эти меры способствовали совершенствованию практики корпоративного управления и приближению “Укрэнерго” к стандартам ОЭСР”, – подчеркивается в документе.

В тоже время директор Секретариата Энергетического сообщества (ЭС) Януш Копач считает, что Сертификация НЭК в качестве независимого оператора системы передачи электрической энергии в ближайшее время не представляется возможной.

В презентации Копача от 22 июня, обнародованной на сайте ведомства, напоминается, что компания не соответствует требованиям анбандлинга по модели ownership unbundling (OU), поскольку не владеет системой передачи и осуществляет управление активами на правах хозяйственного ведения. Данная модель в стране является политически неприемлемой, указано в документе.

В то же время анбандлинг по модели Independent System Operator (ISO) требует внесения изменений в ряд законов. При этом процесс законодательных изменений имеет хаотичный характер – в настоящее время в Раде насчитывается четыре соответствующих законопроекта.

Также Копач акцентирует внимание на вопросе реальной независимости НЭК от государственных органов, в частности от Кабинета министров, который должен согласовывать кредиты “Укрэнерго”, а также от Министерства энергетики. Последнее ранее неоднократно подчеркивало необходимость сохранения за ним возможности влиять на инвестиционные планы компании путем согласования соответствующих документов, утверждаемых Нацкомиссией, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Кроме того, министерство вмешивается в деятельность оператора системы передачи, отдавая компании распоряжения относительно обеспечения приоритетной диспетчеризации ТЭС, использующих уголь в качестве основного вида топлива.

В документе отмечается ряд других негативных явлений на рынке электроэнергии, которые также не способствуют сертификации оператора: зарегулированность, неудачная модель ПСО, незавершенный анбандлинг системы распределения электроэнергии, ценовое регулирование для конечных потребителей, нефункционирующий рынок вспомогательных услуг, проблемы на балансирующем рынке.

“Сертификация “Укрэнерго” в ближайшем будущем неосуществима”, – подытоживается в презентации.

  1. Работающие на угле ТЭС до 1 ноября будут иметь приоритетную диспетчеризацию

В отношении тепловых электростанций, использующих уголь для производства электроэнергии, будет осуществляться приоритетная диспетчеризация.

Соответствующая норма заложена в распоряжении правительства об обеспечении топливной сбалансированности электроэнергетической отрасли Украины и безопасности поставок электроэнергии от 17 июня 2020 г. №702-р, обнародованном в “Урядовом курьере” 23 июня.

“Министерству энергетики с учетов требований части пятой ст. 44 закона “О рынке электроэнергии” утвердить перечень генерирующих мощностей ТЭС в разрезе энергоблоков, которые используют уголь для производства электроэнергии и относительно которых будет осуществляться приоритетная диспетчеризация”, – говорится в распоряжении правительства, вступающего в силу завтра и действующего до 1 ноября текущего года.

Согласно тексту распоряжения, НЭК “Укрэнерго” рекомендовано с учетом операционной безопасности обеспечить приоритетную диспетчеризацию генерирующих мощностей ТЭС, которые не используют природный газ как основной и резервный вид топлива для производства электроэнергии, кроме газа, используемого для технологических нужд.

Ранее, глава правительства Денис Шмыгаль во время обсуждения проекта распоряжения отметил, что после его принятия государственная компания “Центрэнерго”, которая начала закупать газ для производства электроэнергии, будет закупать и активно использовать уголь из государственных шахт.

“Мы покупаем импортный газ в то время, как шахтеры сидят без работы, потому что нет рынка сбыта. Это неправильно”, – отметил Шмыгаль.

И.о. министра энергетики Ольга Буславец напомнила, что в апреле для обеспечения физической и топливной сбалансированности энергосистемы министерство обновило прогнозный энергетический баланс, на основании которого в том числе была рассчитана и топливная составляющая. Однако по результатам мониторинга в мае-июне структуры производства и топливного баланса было установлено, что ряд тепловых электростанций не придерживаются ранее обозначенных показателей.

Речь, в частности, по ее словам, идет о снижении объемов потребления отечественного угля при производстве э/э и его замещении природным газом.

“Такая ситуация относительно искусственного снижения спроса на отечественный уголь является недопустимой с учетом того, что это приводит к приостановке работы шахт, вынужденному простою, задержке выплаты зарплаты шахтерам и в целом росту социально-экономической напряженности в регионах”, – сказала Буславец.

Председатель Фонда госимущества Украины (ФГИ) считает, что использование ПАО “Центрэнерго” исключительно угля при производстве электроэнергии увеличит его кредиторскую задолженность минимум на 2,2 млрд. грн. до конца года.

На брифинге 19 июня и.о. гендиректора “Центрэнерго” Александр Корчинский допустил, что компания будет оспаривать в суде решение правительства о приоритетности использования угля.

  1. НКРЭКУ предложила снизить уровень повышения тарифа “Укрэнерго” на передачу э/э

26 июня НКРЭКУ на заседании одобрила проект постановления о повышении тарифа НЭК “Укрэнерго” на передачу электроэнергии до 327,97 грн./МВт-ч ниже уровня повышения, предлагаемого ранее.

По словам председателя НКРЭКУ Валерия Тарасюка, главной предпосылкой для перерасчета тарифа “Укрэнерго” на передачу электроэнергии, повышение которого ранее планировалось до 596,5 грн./Мвт-ч, стало предложение “Укрэнерго” погасить долги перед производителями электроэнергии из возобновляемых источников за счет привлечения кредитных средств международных финансовых организаций.

Согласно пояснительной записке к проекту распоряжения о повышении тарифа на передачу, “Укрэнерго” предлагает привлечь, в частности, кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития в сумме EUR128 млн. или 3,8 млрд. грн., а также средства Европейского инвестиционного банка в сумме EUR92 млн., или 2,8 млрд. грн. По данным “Укрэнерго”, средства ЕИБ сэкономлены по результатам международных конкурсных торгов в рамках совместных проектов “Строительство ПЛ 750 кВ РАЭС – Киевская” и “Строительство ПЛ 750 кВ ЗАЭС – Каховская”.

Кроме того, “Укрэнерго” в своем письме комиссии обратило внимание на то, что на погашение долгов перед зеленой генерацией будут направлены средства, полученные компанией от продажи межгосударственных сечений в размере 1,4 млрд. грн., что станет возможным после принятия рассматриваемого в Верховной Раде соответствующего законопроекта. Также погашение долгов планируется за счет введения акциза на электроэнергию для производителей ресурса из ВИЭ на уровне минимум 3,2%, что принесет свыше 1,5 млрд. грн. в год.

Тарасюк отметил, что проект постановления НКРЭКУ будет обнародован на официальном сайте Регулятора для обсуждения и внесения предложений, к рассмотрению вопроса комиссия вернется 11 июля.

Согласно предыдущему проекту постановления НКРЭКУ о повышении тарифов, рассматриваемом комиссией 24 июня, планировалось повысить тариф НЭК “Укрэнерго” на передачу электрической энергии в 3,8 раза – до 596,48 грн./МВт-ч (здесь и далее – без НДС) с действующих 155,4 грн./МВт-ч, тариф на диспетчеризацию – в четыре раза, до 41,64 грн./МВт-ч с действующих 10,23 грн./МВт-ч. Одной из причин повышения тарифов является необходимость частично погасить задолженность перед зеленой генерацией на сумму свыше 6 млрд. грн. в 2020 году.

Стоит отметить, что при рассмотрении данного предложения, энергохолдинг “ДТЭК” выступил категорически против.

“Мы категорически против таких решений, которые приведут к повышению тарифов для конечного потребителя. Такого повышения тарифа “Укрэнерго” никакая промышленность страны не выдержит. Значит иначе как диверсией нового рынка такие шаги регулятора назвать нельзя”, – заявил гендиректор D.Trading Виталий Бутенко.

  1. Нардеп Герус зарегистрировал альтернативный законопроект об усовершенствовании условий поддержки производства э/э из ВИЭ

23 июня народный депутат Андрей Герус (фракция “Слуга народа”) зарегистрировал в Верховной Раде альтернативный правительственному законопроект (№3658-1) об усовершенствовании условий поддержки производства электроэнергии из ВИЭ предусматривает снижение с 1 июля “зеленого” тарифа (з/т) для ВЭС от 2,5 до 20%, для СЭС – от 2,5% до 60% в зависимости от мощности и времени введения в эксплуатацию.

Правительственный законопроект предусматривает, в частности, снижение “зеленого” тарифа (з/т) для введенных в эксплуатацию в период с 1 июля 2015-го до 31 декабря 2019 года солнечных станций свыше 1 МВт на 15%, для ВЭС с турбинами 2000 кВт – на 7,5%.

Европейская бизнес-ассоциация, в свою очередь, настаивает на продлении на два года срока действия “зеленых тарифов” для получивших их объектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также на закреплении сроков погашения текущей задолженности ГП “Гарантированный покупатель” перед производителями электроэнергии из ВИЭ.

25 июня комитет Рады по вопросам энергетики и ЖКХ поддержал для принятия в первом чтении правительственный законопроект №3658. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий