Пандемия коронавируса привела к тому, что вторая экономика в мире в начале года практически полностью приостановилась, китайские импортеры начали массово закупать нефть, но теперь спрос уменьшается, и многих положительно настроенных трейдеров беспокоит ослабление ключевых катализаторов цен на нефть.
По данным Bloomberg, в мае импорт китайской нефти взлетел до рекордно высокого уровня, достигнув отметки в 47,97 млн. тонн или 11,34 млн. баррелей в день. Активная закупка нефти крупнейшим в мире импортером стала основной причиной того, что цены на нефть смогли быстро вернуться к своим историческим минимумам в апреле. Но после двух месяцев активных закупок подряд китайский импорт довольно резко замедлился в июне, когда трейдеры от Хьюстона до Женевы и Сингапура стали сообщать, что в последние недели нефтяной аппетит КНР значительно снизился. Таможенные данные из 27 стран-производителей показывают, что экспортеры загружали примерно 2,55 млн. баррелей в день (на 22% меньше) нефти в танкеры, направляющиеся в Китай в мае.
Темп, который невозможно поддерживать
Падение экспорта может означать одно из двух: спрос на нефть в Китае снова набирает обороты, возможно, из-за второй волны Covid-19, или темпы закупок нефти были неустойчивыми и теперь возвращаются к изначальным значениям. К счастью для позитивно настроенных трейдеров, второй вариант представляется более вероятной причиной разворачивающегося сценария.
Китайские независимые переработчики, крайне чувствительные к ценам, воспользовались кризисом цен на нефть в апреле, чтобы запастись дешевой нефтью, и резко сократили свои покупки после того, как цены на нефть восстановились. Китай импортировал рекордные 19,1 млн. баррелей российского сорта нефти Urals с загрузкой в апреле. Перевозка из российских портов Балтийского моря занимает около 40-50 дней, а это означает, что большая часть нефти, загруженной в апреле, должна была прибыть в китайские порты в июне.
Некоторые трейдеры верят в то, что китайские заводы по переработке все еще жаждут импорта нефти, хотя бы для того, чтобы сохранить свои правительственные лицензии на импорт по определенной квоте.
Трейдеры также отмечают тот факт, что импорт гигантов – Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC), Китайской национальной оффшорной нефтяной корпорации (CNOOC) и Китайской нефтяной и химической корпорации (Sinopec) – никогда не прекращался.
Это, в свою очередь, означает, что импорт, вероятно, останется слабым в июле и августе, восстановившись в сентябре. Этот оптимизм, однако, не учитывает тот факт, что уже упомянутые перерабатывающие заводы составляют более одной пятой перерабатывающих мощностей китайского нефтяного комплекса.
При этом на горизонте маячит еще одна проблема. Китай готовится построить огромный нефтеперерабатывающий завод (с пропускной способностью в 400 тысяч баррелей в день) в Шаньдуне. Предполагается, что этот НПЗ будет введен в эксплуатацию в 2024 году, и многие более мелкие заводы станут неактуальными.
Что касается спроса, вызванного пандемией, то Китай успешно справляется со второй волной Covid-19, быстро взяв ситуацию под контроль в течение нескольких недель, и показатели остаются относительно стабильными уже около месяца. К сожалению, этого нельзя сказать о гигантских рынках Северной Америки.
Глобальный спрос все еще восстанавливается
Стоит ожидать, что в будущем подобный прилив и отлив трейдеров с китайских рынков случится вновь. Несмотря на спад спроса со стороны основного покупателя, цены на Urals держатся на довольно неплохих уровнях. Российская нефть, саудовская нефть и нефть других стран ОПЕК, благодаря значительным сокращениям добычи, положительно повлияли на цены.
В целом, мировые цены на нефть, по-видимому, будут удерживаться в пределах 40 долларов за баррель. Они останутся в пределах этого диапазона, пока не появится еще один крупный катализатор (например, вакцина против Covid-19).
Между тем, стоит присмотреться к китайским фьючерсам на нефть, номинированным в юанях, потому что глобальный интерес к ним растет, хотя и медленно. Пока им еще далеко до глобального ориентира, способного влиять на цены, но они явно движутся в этом направлении.
Мировой интерес увеличился из-за довольно стабильных китайских цен на нефть в этом году благодаря чуткому контролю, который помог удержать стабильные показатели, несмотря на ценовую войну, приведшую к снижению цен на WTI в апреле. (Вестник Кавказа/Энергетика Украины и мира)