Ключевые члены ОПЕК опасаются, что с приходом в Белый дом Джо Байдена в ОПЕК+ может возродиться напряженность, которая может привести к выходу России из одноименной сделки. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники, близкие к альянсу.
По их словам, ОПЕК+ “будет не хватать президента Дональда Трампа”, который в свое время перешел от тотальной критики картеля к содействию рекордному сокращению нефтедобычи в рамках второй сделки ОПЕК+.
Байден может изменить отношения между США и тремя членами ОПЕК: фактическим лидером картеля Саудовской Аравией и находящимися под санкциями Вашингтона Ираном и Венесуэлой. Кроме того, Вашингтон может изменить свое отношение к России, ключевому производителю нефти за пределами ОПЕК.
Строгое соблюдение санкций США в отношении Ирана и Венесуэлы способствовало удалению с рынка миллионов баррелей сырой нефти в сутки. Если Байден ослабит меры против любой из этих стран, рост предложения сырья затруднит балансирование спроса и предложения.
Байден сказал, что он предпочел бы многостороннюю дипломатию односторонним санкциям, введенным Трампом, хотя это не может означать ослабление санкций в ближайшее время. В своей кампании Байден заявил, что вернется к ядерной сделке с Ираном 2015 г., если Тегеран возобновит соблюдение пакта в полном объеме. Трамп вышел из этой сделки в 2018 г., возобновив санкции, сокращающие экспорт иранской нефти. Некоторые члены ОПЕК опасаются, что возвращение этих объемов приведет к росту избыточного предложения без компенсационных сокращений в других странах. Кроме того, они обеспокоены дальнейшим участием Москвы в альянсе ОПЕК+.
“Санкции в отношении Ирана могут быть пересмотрены, после чего Иран вернется на рынок. А значит, снова будет избыток предложения, и текущая сделка по сокращению [нефтедобычи] окажется под угрозой, – сказал источник агентства в ОПЕК еще до того, как стали известны результаты выборов в США. – Существует также риск того, что Россия выйдет из сделки ОПЕК+, что означает крах соглашения, поскольку именно Трамп привлек Москву к участию в нем”.
Байден назвал Россию самой серьезной глобальной угрозой Вашингтону. Во время своей кампании он также пообещал пересмотреть отношения с Саудовской Аравией.
В апреле Трамп участвовал в переговорах, которые привели к соглашению, в рамках которого Организация стран-экспортеров нефти работала с союзными производителями во главе с РФ, чтобы согласовать рекордное сокращение поставок нефти, поскольку вспышка коронавируса снизила спрос.
Трамп оказал политическое давление на Саудовскую Аравию и Россию и положил конец спору между этими странами, который спровоцировал ценовую войну. В результате была подписана беспрецедентная глобальная сделка по сокращению поставок нефти примерно на 20 млн. барр./сут. (б/с), или примерно на 20% от мирового спроса. Только ОПЕК+ согласилась сократить поставки на 9,7 б/с.
Мотивация Трампа заключалась в том, чтобы поднять мировые цены на нефть и предотвратить банкротства и потерю сотен тысяч рабочих мест в энергетической отрасли США в преддверии президентских выборов.
Трамп был сторонником нефтегазовой отрасли. Он отменил жесткие экологические нормы и отказался признать основные научные данные о том, что выбросы [парниковых газов] вызывают глобальное потепление.
Ранее на посту президента он критиковал ОПЕК за стремление к более высоким ценам и призывал членов картеля увеличивать объемы добычи. Тем не менее, законопроекты США, направленные против ОПЕК, известные как NOPEC, которые были рассмотрены несколько лет назад, не стали законом.
“После исторического разворота от NOPEC к искусству заключения сделки Трамп стал нашим другом”, – сказал высокопоставленный источник в ОПЕК, не пожелавший назвать свое имя.
Трамп наладил тесные отношения с фактическим правителем Саудовской Аравии наследным принцем Мохаммедом бин Салманом, который полагается на Соединенные Штаты в вопросах оружия и защиты от таких региональных соперников, как Иран.
Альянс ОПЕК+ поддерживает цены на нефть с 2017 г., и любые события, угрожающие его будущему, могут ослабить рынок, что будет иметь весьма серьезные последствия для ОПЕК, для других производителей, а также для многих правительств и трейдеров.
Трамп более активно взаимодействовал с ОПЕК, чем его предшественники, часто отправляясь в Твиттер, чтобы комментировать производственные решения и изменения цен на нефть. Байден же, как считается, будет держать картель на расстоянии вытянутой руки.
“Я считаю, что Байден будет полагаться на профессиональные подсказки своих советников и не станет заниматься микроменеджментом, чем занимался Трамп, – сказал Чакиб Хелил, министр нефти Алжира и бывший президент ОПЕК. – [Кроме того], у Байдена не будет таких уютных отношений с Путиным, как у Трампа”.
Несмотря на комментарии кампании Байдена по поводу американо-саудовских отношений, их радикальная перезагрузка считается маловероятной. Источники в регионе Персидского залива и дипломаты заявили Reuters, что победа Байдена не разрушит многолетние альянсы.
Источник, знакомый с иранской нефтяной политикой, приветствовал победу Байдена, но сомневается, что санкции против Тегерана будут отменены быстро. Такая задержка даст членам ОПЕК+ достаточно времени, чтобы скорректировать свою сделку и освободить место для большего объема иранской нефти.
“Даже если санкции против Тегерана будут отменены, экспорт иранской нефти из-за технических проблем вернется к уровню, существовавшему до введения санкций, через два-четыре месяца, – сказал он. – Таким образом, у ОПЕК+ будет достаточно времени, чтобы принять решение о новом потолке добычи”.
Главы работающих в США нефтяных и коммунальных компаний не смогли однозначно ответить на вопрос, что ожидает энергетическую отрасль страны во время президентства Джо Байдена. (Enkorr.ua/Энергетика Украины и мира)