Есть несколько мифов, вера в которые приведет к тому, что украинцы останутся без газа в домах уже через несколько лет.
Миф первый: тарифы на доставку газа должны быть неизменными или их надо уменьшать.
Чтобы понять ошибочность этого утверждения, достаточно простой арифметики.
Тариф на распределение рассчитывают так: расходы газораспределительной компании в течение газового года делят на объем ее работы, то есть объем распределения (доставки) газа потребителям в течение того же газового года.
Структура расходов оператора ГРМ почти неизменна в натуральном измерении, однако их сумма меняется в соответствии с ценами на них. Почти половина расходов направляется на “сырье”, то есть на технологический газ, необходимый для поддержания рабочего давления в газовой сети.
“Винницагаз” и другие операторы покупают газ так же, как любое промышленное предприятие – на рынке. Кстати, в январе 2021 рыночные цены на газ выросли до 9 грн. за кубометр, а это почти в четыре раза больше, чем летом 2020 г.
Однако в тарифе цена технологического газа зафиксирована на уровне 5,85 грн. за кубометр. При таком тарифе и ценах невозможно нормально распределять газ.
Ежегодный объем технологического газа, как и других расходов в натуральных единицах, почти неизменен. Расходы операторов в кубометрах газа, тоннах топлива и километрах труб – это константа, на которую почти не влияет объем распределения газа.
Иными словами, наш работник должен появиться на газорегулирующий пункт три раза в неделю независимо от того, какой объем газа проходит через этот пункт, так как этот пункт всегда находится под давлением.
А какова ситуация со знаменателем тарифа – с объемом распределения газа?
За последние шесть лет объем газа, который распределяет “Винницагаз”, уменьшился вдвое. Такая тенденция по всей стране. Поэтому если мы даже не будем учитывать рост цен и зарплат за эти шесть лет, то только из-за сокращения объемов распределения тариф необходимо увеличить вдвое.
Если не учитывать удорожание технологического газа в четыре раза, то обеспечить рабочее давление невозможно. Если не учитывать рост зарплаты, работники перейдут на другую работу, что и происходит.
Все это необходимо учитывать в тарифах на распределение – в противном случае надо возвращаться к отоплению углем или дровами.
А в случае, если мы хотим остановить рост тарифов, необходимо уменьшить мощность газораспределительной сети к актуальному уровню.
Сеть, построенная в советскую эпоху, рассчитана на распределение 120 млрд. куб. м, а сейчас потребления газа в Украине составляет 30 млрд. куб. м. Поэтому необходим редизайн системы, который позволит сократить расходы на ее обслуживание.
Миф второй: призывы “верните нам газопроводы, которые строили наши родители, и мы не будем платить за трубу”.
Тариф на распределение – это не плата за “трубу”. Это оплата расходов на доставку газа и обслуживания “трубы”, чтобы доставка была стабильной и безопасной.
Если община села вернет себе “трубу”, то откуда там появится газ? Газ поступает из газопроводов среднего давления, с газовой системы, работу которой обеспечивают сотни ГРС, тысячи газорегулирующих пунктов, станции электрохимзащиты, наконец – аварийная служба 104, работает круглосуточно.
Сеть – это целостный механизм. Он перестает работать без малейшего звена. Забрать отдельный газопровод – это как забрать колесо с авто. Платить все равно придется, если газопровод нужен для получения газа, а не как металлолом.
Плата вырастет, ведь трубу придется обслуживать самостоятельно, не говоря о службе 104. В мелких операторов тариф выше, ведь нет эффекта масштаба.
Миф третий: конкуренция среди операторов ГРМ уменьшит тарифы.
Газораспределительные компании – это естественные монополии. В Великобритании, где очень придирчиво относятся к конкуренции, только четыре оператора ГРМ.
Если в Украине вместо 40 операторов ГРМ появится 140, то конкуренция для отдельного клиента не появится, а вот хаос – да.
Миф четвертый: операторы ГРМ препятствуют потребителям менять поставщиков.
В основе мифа – теория заговора. Ее раздувают поставщики, которые в борьбе за клиента выбрали тактику дискредитации конкурентов и возмущения общества. В условиях платформы суточного балансировки, на которой работает газовый рынок Украины, помешать потребителю сменить поставщика невозможно. Это факт.
А то, что у какого-то потребителя визит работников оператора ГРМ, которые пришли проводить плановую поверку счетчика или снять контрольные показания счетчика, совпал с намерением сменить поставщика, то причин может быть много.
В том числе – попытка потребителя избежать фиксации показаний с целью отнести большую часть потребления на те месяцы, когда цена на газ была ниже. (Сергей Кибитлевский, финансовый директор АО “Винницагаз”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)