Зеленая революция выгоднее для сырьевого рынка, чем индустриализация Китая в 2000-е годы.
Инвесторы делают ставку на то, что массовый переход на электрический транспорт и возобновляемые источники энергии породит суперцикл на рынках металлов, необходимых для производства аккумуляторов.
Стоимость пая биржевого фонда Global X Lithium & Battery Tech (инвестирует в компании, связанные с полным жизненным циклом лития – от добычи до производства батарей) выросла за последний год почти на 170%. Производители этого металла в последние месяцы привлекли от инвесторов более $2 млрд. на расширение бизнеса. Для инвестиций в сектор также было создано несколько фондов, в том числе с участием известных людей в мировой горнодобывающей промышленности.
Вспышка интереса инвесторов отражает растущее осознание того, что для реализации планов правительств по всему миру сократить нетто-выбросы углекислого газа к середине века до нуля потребуется огромное количество металлов, используемых в оборудовании для хранения и передачи электроэнергии. “Это какая-то бешеная золотая лихорадка, – говорит Саймон Мурз, управляющий директор Benchmark Mineral Intelligence, которая анализирует ситуацию по всей цепочке поставок при производстве аккумуляторов. – Началась зеленая революция, и инфраструктуру надо строить с нуля”.
Аналитики Goldman Sachs, JPMorgan Chase и ряда других банков считают, что переход к зеленой экономике создаст новый суперцикл на рынках некоторых сырьевых товаров, прежде всего металлов – по аналогии с сырьевым суперциклом в 2000-е гг., который был порожден быстрым ростом и индустриализацией Китая. Только “на этот раз это не просто Китай, это Северная Америка одновременно с Китаем и Европа одновременно с Китаем”, отмечает Мурз.
Потребность в финансировании строительства инфраструктуры для чистой энергетики, от электросетей до станций зарядки электромобилей, “может затмить” капиталовложения в период предыдущего суперцикла, центром которого был Китай, считает Джим Люк, управляющий фондов в Schroders. “Похоже, нас ждут долгосрочные и драматичные перемены”, – говорит он.
В феврале Мик Дэвис, бывший генеральный директор Xstrata, которая специализировалась на добыче никеля, меди и угля (в 2012 г. ее купила Glencore), сформировал фонд Vision Blue для инвестиций в металлы и минералы, необходимые для аккумуляторных батарей. Фонд привлек 75 млн. фунтов ($103,7 млн.) и уже инвестировал $30 млн. в проект на Мадагаскаре по производству графита для литий-ионных батарей.
По мнению Дэвиса, спрос на сырьевые товары, необходимые для зеленого перехода, в этот раз будет гораздо более устойчивым, чем в период быстрого роста экономики Китая, который способствовал взлету цен на металлы и нефть до рекордных уровней. “Я успешно сыграл на долгосрочном изменении спроса благодаря индустриализации Китая. Но в этот раз в основе всего лежит государственное регулирование, поэтому не придется строить предположений относительно [экономического] роста. Это структурный рост, и правительства его обеспечат”.
В январе миллиардер Роберт Фридланд, основатель и председатель совета директоров канадской Ivanhoe Mines, которая разрабатывает месторождения меди и других металлов в Демократической Республике Конго, а также в ЮАР, привлек $276 для своей Ivanhoe Capital Acquisition. Это специализированная компания (special purpose acquisition company – SPAC), которая будет искать для поглощения другие компании, чья деятельность связана с переходом от ископаемого топлива к чистой энергетике. “Подъем и рост электрифицированной экономики в ближайшие десятилетия зависит от наличия металлов, включая никель, медь и кобальт”, – говорилось в заявлении Ivanhoe Capital Acquisition.
А в марте стартап DeepGreen Metals, который планирует добывать необходимые для аккумуляторов металлы на морском шельфе, согласился на поглощение со стороны другой SPAC – публичной Sustainable Opportunities Acquisition Corporation, чтобы таким образом получить листинг на бирже NASDAQ. DeepGreen рассчитывает начать коммерческую добычу из небольших, богатых металлами конкреций (минеральных образований в горных породах) в 2024 г., когда Международный орган по морскому дну (организация, созданная на основании Конвенции ООН по морскому праву, в которую входят 167 стран) примет кодекс с правилами разработки морского дна.
Многие ученые выступают против добычи на морском дне, заявляя, что это нанесет непоправимый ущерб экосистеме океана. “До людей начинает доходить, что зеленый переход будет очень металлоемким, – говорит Джерард Баррон, генеральный директор DeepGreen. – Если металлы не получится брать из полиметаллических конкреций, то откуда их еще брать и по какой цене?”
Последних инвестиций в сектор все еще недостаточно, чтобы удовлетворить ожидающийся спрос, считает Мурз из Benchmark Mineral Intelligence. Поэтому цены на металлы, скорее всего, будут волатильны, а это, по его словам, осложнит производителям электромобилей и аккумуляторов сокращение расходов. Например, на прошлой неделе цены на никель упали на 12% после роста на 31% с начала года.
Следующим металлом в очереди на взлет цен может быть литий, поскольку предложение начинает отставать от спроса, считает Мурз. С начала 2018 г., когда цена лития превышала $17 000/т, она упала до $6000 в конце 2020 г., но затем подскочила до более $9000/т.
По прогнозу Albemarle, крупнейшего мирового производителя лития, к 2025 г. спрос на металл вырастет более чем вдвое до 1 млн. т в год.
Чтобы привлечь средства на расширение бизнеса, все три ведущих производителя лития, Albemarle, чилийская SQM и китайская Ganfeng Lithium, разместили или планируют разместить акции. Менее крупные компании, включая Lithium Americas, которая готовится начать добычу на месторождении в Неваде в 2024 г., привлекли в этом году $400 млн. “Спрос догнал предложение и теперь будет опережать его в течение длительного времени”, – заявил Джон Эванс, генеральный директор Lithium Americas.
У некоторых китайских поставщиков лития уже не хватает ресурсов, говорит эксперт по рынку этого металла Джо Лоури, и это может подорвать планы по наращиванию производства электромобилей, так же как нехватка полупроводников в последние месяцы ударила по мировому автосектору в целом.
“В ближайшие два, три, четыре года будет реальный бардак, – говорит Лоури. – Сделки по привлечению капитала [для расширения добычи] вывели литий на путь, на котором он должен будет догнать спрос, но компаниям на это понадобится не один год”. (Генри Сэндерсон, The Financial Times Limited; перевел Михаил Оверченко, VTimes/Энергетика Украины и мира)