ЕС рассматривает Украину как мощного партнера в генерации и поставке водорода в Европу. Как правильно воспользоваться этим шансом?

Последнее время ни одна встреча с международными партнерами не обходится без обсуждений водородной перспективы в контексте Зеленой соглашения.

Все дипломаты спрашивают о шагах Украины в этом направлении, мы же взамен интересуемся прогрессом в странах Европы.

По результатам таких “переговоров” есть две новости: хорошая и плохая.

Начну с менее позитивной – на самом деле мало кому удалось осуществить “огромный прорыв” в этой сфере и все это больше напоминает какую-то политическую договоренность декларировать водородную стратегию на всех уровнях.

С другой стороны Украины повезло, потому что едва ли не впервые мы не слишком отстали в энергетических инновациях. Но здесь важно не просто попасть в поезд, а еще и не ошибиться с вагоном, чтобы он соответствовал приоритетам страны.

ЕС действительно видит в Украине своего потенциального поставщика водорода, о чем говорится в “водородной стратегии”, но это не значит, что другие страны будут сидеть сложа руки в ожидании результатов Украины.

В частности, в феврале 30 компаний из Франции, Испании, Италии и Германии объединились в альянс для производства водорода с помощью солнечной энергии.

Цель проекта – снизить стоимость производства водорода до уровня ископаемого топлива. К 2030 году планируется построить мощности солнечной энергетики на 93 гигаватт, а также электролиза на 67 гигаватт.

Еще один европейский проект предусматривает производство водорода с помощью ветрогенерации в Нидерландах. Не стоит забывать Украины и о “северного соседа”, в прошлом году уже утвердил водородную стратегию. Поэтому Украине стоит поторопиться.

Водородные национальные стратегии и планы уже разработаны (или на стадии подготовки) в Австрии, Бельгии, Германии, Латвии, Португалии, Испании, Франции, Румынии, Польши, Италии, Нидерландах и Швеции.

В Украине же 25 февраля этого года в Министерстве энергетики анонсировали старт разработки водородной стратегии, основная цель которой – стать ключевым экспортером водорода в Центральной и Восточной Европы.

В текущем году должны запустить научно-техническое исследование, разработать нормативную базу, необходимую и для разработки водородной стратегии.

Каждая страна имеет свой особый подход и планирует занять определенную нишу в энергетическом секторе в новых рыночных условиях.

Роль страны-транзитера вполне соответствует моим ожиданиям как директора Оператора ГТС Украины в контексте загрузки и функционирования газотранспортной системы.

Однако как гражданка Украины я бы хотела, чтобы наше государство реализовала полный производственный цикл в пределах водородной экономики – производство, хранение, транспортировку, потребления.

Чтобы Украина была не только ключевым партнером ЕС, но и энергетически независимым государством.

На общеевропейском уровне важным аспектом является гармонизация национальных юрисдикций по качеству газа или содержания водорода, ведь именно это позволит совместить локальные инициативы в единую систему снабжения чистых энергоносителей.

На общегосударственном уровне нам необходимо объединить стейкхолдеров вокруг поиска ответов на следующие вопросы:

  1. Кто именно будет производить водород в Украине и с какой целью – внутреннего потребления или экспорта? Каким будет это соотношение?
  2. Сможем ли мы использовать преимущества уже существующей газовой инфраструктуры и производителей смежных ресурсов? Как обеспечить модернизацию инфраструктуры для водородной экономики?
  3. Сможет ли украинская энергетика в будущем производить водород и ориентировать свою долговременную стратегию развития с фокусом на водород без существенных потерь ключевых ресурсов для внутреннего рынка?
  4. Сейчас нефтепереработка и производство аммиака составляют 2/3 мирового потребления водорода.

Как украинские промышленные потребители водорода планируют удовлетворять спрос для собственных производственных нужд в будущем с учетом того, что в дальнейшем будет усиливаться конкуренция в связи с новыми направлениями применения водорода?

  1. Какие законодательные и регуляторные стимулы нужны для всей цепи производства и транспортировки водорода?
  2. При каком значении углеродного налога мы сможем выгодно использовать преимущества для производства водорода в Украине и его экспорта в ЕС? Как при этом не нарушить баланс интересов украинской промышленности?

Как только появятся хоть какие-то ответы на часть этих и многих других вопросов, мы как страна должны создать технологические, регуляторные и экономические условия развития новой отрасли.

Но выходить стоит именно из уже существующих и реальных инфраструктурных преимуществ. Как отметили в Минэнерго, преимуществом Украины является развитая газотранспортная система, которая может использоваться для транспортировки водорода как внутри страны, так и на экспорт.

ОГТСУ уже учел в своей долгосрочной стратегии особый фокус на декарбонизация инфраструктуры газотранспортной системы и переход к транспортировке восстановительных газов (водород и биометан) магистральными трубопроводами.

Важно также подготовить необходимое количество молодых специалистов именно по тем дисциплинам, которые потребуются для функционирования водородной экономики.

Все операторы ГТС ЕС сегодня в поисках собственного будущего в водородной экономике. Один из показательных примеров – оператор ГТС Италии Snam.

Проект Snamtec, который стартовал в рамках стратегического плана до 2022 г., предусматривает 850000000 евро инвестиций в энергетический переход, водород и инновации. Поэтому Италия первой в ЕС начала транспортировки в газотранспортной системе смеси с содержанием 10% водорода.

В апреле 2019 Snam официально начал эксперимент по внедрению 5% смеси водорода и природного газа в итальянскую газотранспортную сеть.

Первый подобный эксперимент в Европе состоялся в Контурси-Терме, в провинции Салерно, по снабжению H2NG (смесь водорода и газа) двум промышленным компаниям – завода по производству пасты и напитков в регионе.

В декабре 2019 долю водорода увеличили до 10%. Тестирование поставки H2NG успешно продолжалось около месяца.

Применяя долю 5% водорода к общему объему транспортируемого газа ежегодно Snam, в сеть ежегодно можно вводить 3500000000 куб. м, что эквивалентно годовому потреблению 1,5 миллиона домохозяйств.

Это дало бы возможность уменьшить выбросы углекислого газа на 2500000 тонн, что эквивалентно общим выбросам всех автомобилей в городе размером с Рим.

Украина имеет не хуже, чем в Италии перспективы и потенциал развития углеродной экономике. Но реализация комплексного плана мероприятий для разработки и внедрения водородной стратегии Украины потребует консолидации всех заинтересованных сторон – правительства, парламента, стейкхолдеров, ученых, потенциальных инвесторов, международных партнеров.

Промедление будет означать для нашего государства упущенные возможности – на экономическое развитие, энергетическую независимость, возможность улучшить свое место на международной арене.

Украина сможет транспортировать водород, но нужно четко понимать, откуда, в каких объемах и кому. (Ольга Белькова, директор по вопросам взаимодействия с госорганами и международными организациями Оператора ГТС Украины; народный депутат 7, 8, 9 созывов; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий