Запасов угля на складах ТЭС “ДТЭК Энерго” в начале отопительного сезона хватало, чтобы пройти зиму. Из-за внепланового увеличения генерации они резко снизились уже к декабрю, тогда как быстро наладить импорт возможности не было.
Об этом в ходе дискуссии на ток-шоу Energy Freedom, организованного Energy Club, заявил генеральный директор ДТЭК Энерго Ильдар Салеев.
Уголь и склады
По словам Салеева, на 1 октября 2020 г. на складах ДТЭК Энерго было более 2,1 млн. т угля.
“Мы видели, как мы проходим осенне-зимний период (ОЗП) и комфортно себя чувствовали и с точки зрения баланса, и с точки зрения запасов угля. Потому, что эта цифра была большей, чем необходимый минимум с точки зрения постановления Минэнерго. Эта цифра – больше, чем было на аналогичный период год назад, и два года назад, когда на складах было порядка 1 млн. тонн угля”, – сказал Салеев.
Проблема с углем возникла в 4 квартале и была, по словам Салеева, вызвана тем, что электростанции ДТЭК Энерго произвели на 50% больше электроэнергии, чем был прогнозный баланс, особенно в декабре.
По словам руководителя ДТЭК Энерго, в разгар ОЗП практически невозможно быстро найти уголь. По этой причине компания не смогла быстро купить и получить уголь в декабре.
“Когда в конце ноября мы увидели, что тепловая генерация растет выше прогнозного баланса, мы начали заниматься вопросом импорта угля. Это не вопрос двух недель. Поставка угля марки Г производства Казахстана занимает 3-4 недели. Плюс контрактация, плюс погрузка, плюс переговоры. То есть, когда в конце ноября мы увидели проблему с запасами, добавляем 1,5-2 месяца – минимум, который возможен. В конце января мы начали поставлять импортный уголь из Казахстана”, – сказал Салеев.
По его словам, шахты, принадлежащие ДТЭК, в этот период работали на полную мощность и поставили 4,5 млн. тонн угля. Он опроверг информацию, что были остановки в отгрузке угля – наоборот, отгрузка увеличивалась.
“В декабре объем импорта угля увеличился на 53 тыс. тонн в сравнении с ноябрем, в январе – на 108 тыс. тонн. Импорт шел из Казахстана и Польши”, – добавил Салеев.
Также за ноябрь-январь ДТЭК на станции Центрэнерго поставил 450 тыс. т угля. Они продолжились и в феврале.
Проблема аварийных ремонтов
Руководитель ДТЭК Энерго отметил, что его компанию обвиняли в умышленном уходе в аварийные ремонты. По его словам, проблему с аварийностью необходимо было решать в марте-апреле 2020 год. Но тогда такой возможности не было.
“Финансовая ситуация в отрасли, когда все генерации еле-еле сводили концы с концами, не позволяла провести планомерные ремонты в летний период. Когда появились средства, в конце 2020 года тепловая генерация стала востребована и плановые ремонты в ноябре, декабре, мы были вынуждены отложить. В том числе, потому, что Оператору были нужны наши блоки, работающие в системе. Работало 26-28 энергоблоков против 17-18 в аналогичный период год назад. Поэтому я с ответственностью заявляю, что никаких умышленных выводов в аварийные ремонты блоков в генерации ДТЭК Энерго в ОЗП не происходило”, – сказал Салеев.
Резкое снижение аварийности в феврале-марте он объяснил тем, что востребованность блоков ТЭС в этот период снизилась. Некоторые выводили в резерв, что позволило проводить на них мелкие ремонты.
Антимонопольный комитет Украины осуществляет расследование ситуации, связанной со снижением гарантированных запасов угля на складах ТЭС в нынешний отопительный период. (Ярослав Маркин, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)