Прошедшая в Алматы в начале октября нефтегазовая конференция KIOGE-2011 стала площадкой для критики. Здесь, например, было признано, что страна за 20 лет растеряла все достижения в геологии. И пусть относительно II фазы разработки Кашагана и III фазы Карачаганака определенности нет никакой, пока цены на нефть держатся выше $70/баррель и нефтепроводы заполняются “черным золотом”, настроение и у политиков, и у нефтяников будет хорошее. Главное, правильно расставить экспортные акценты.

Открывавший форум министр нефти и газа (МНГ) РК Сауат Мынбаев сначала вспомнил прошедший несколькими днями раньше VI Евразийский форум KAZENERGY. “Тематика этого форума освещала достижения 20-летия независимости. Мы считаем, содержательное обсуждение получилось”, – охарактеризовал он богатый на новости KAZENERGY.

KIOGE продолжает собирать интересных ньюсмейкеров, но отходит на второй план, становясь площадкой для специалистов исключительно нефтянки, где все друг друга хорошо знают. “Немаловажная часть форума – вечером встретиться и пообщаться со старыми друзьями”, – точно подметил в докладе (в Астане подобный доклад делал министр) вице-министр нефти и газа РК Ляззат Киинов.

Далее г-н Киинов заговорил о вещах менее приятных, чем редкие, трогательные встречи друзей-нефтяников. Тоном статистика он рассказал, что нефтяные запасы РК оцениваются в 4,8 млрд. т, а газовые – 3,7 трлн. куб. м. Конечно, это неплохо – такие показатели не первый год выводят Казахстан на 9-е место по запасам в мире. Но вряд ли это можно отнести к достижениям последних 20 лет. “Мы растеряли те достижения, которые имели в геологии”, – печально признался вице-министр. Но проблема адекватно решается: сейчас, по словам г-на Киинова, рассматривается вопрос о создании соответствующего НИИ.

Если прогноз, оглашенный г-ном Кииновым сбудется, то к 2015 г. в стране будут добывать 95 млн. т нефти, из которых 84 млн. т экспортируют. С 88% продукции на экспорт нефтедобыча останется второй наиболее ориентированной на экспорт крупной отраслью промышленности РК после урановой. Из 59,3 млрд. куб. м добытого природного газа за границу в 2015 г. отправят 31,4 млрд., остальное переработают и потребят в стране.

Докладчик коснулся и злободневной темы ГСМ. “Продавцы ГСМ начали искать, по-видимому, различные пути, как сделать так, чтобы восполнить снижение прибыли различными законными и незаконными путями”, – заметил он. Г-н Киинов проиллюстрировал ситуацию так: как только АИ-92 стал дефицитом, заправщики начали “бодяжить” продукт, делать АИ-92 и 93 из АИ-80. Конечно, инновация – так себе, но и она дефицит АИ-92 не поборола, напротив, с заправок начал пропадать АИ-80. “При этом отмечаем, что на АЗС нет бензина, но на нефтебазах он есть”, – раскрыл парадокс докладчик. Но и тут МНГ уже выправляет ситуацию в тесном взаимодействии с акиматами.

Но самым интересным отрывком спича г-на Киинова был отрывок, касающийся трубопроводной политики РК. Пробежавшись по реализованным и реализуемым проектам нефтепроводов, говоря о газопроводах, он посетовал, что газ экспортируется только через российскую систему. Тут он подошел к самой острой теме последнего месяца – Транскаспийскому газопроводу. За пару дней до этого еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер, выступая на KAZENERGY, призвал Казахстан присоединиться к проекту.

Официальную позицию Казахстана г-н Киинов дипломатично изложил в трех предложениях. Прежде всего, для Казахстана главной проблемой доставки газа в ТКГ и далее в Nabucco является недостаток в перспективе нескольких лет свободных объемов газа, так как имеющиеся в наличии свободные объемы пустят на удовлетворение собственных потребностей. При этом РК осознает необходимость прокладки ТКГ – без него невозможно экспортировать газ по Nabucco. Кроме того, Казахстан может рассмотреть возможность поставок газа по Южному коридору в дальнейшем, когда появится свободный газ. Пока же на повестке дня у министерства принятие закона о газе, где появится определение и функционал единого национального оператора по газу, а также закреплена зональность в тарифах на голубое топливо.

Вслед за Ляззатом Кииновым выступал глава АО НК “КазМунайГаз” (КМГ). В программке был записан Каиргельды Кабылдин, но за день до этого его на посту сменил Болат Акчулаков. Получилось, что г-н Кабылдин уже отправился руководить одной из дочек КМГ – “КазТрансОйлом”, а г-н Акчулаков еще не успел сесть в новое кресло. Обычай был нарушен, но не попран – от КМГ речь перед участниками форума держал управляющий директор компании по разведке и добыче Алик Айдарбаев. Его короткий доклад запомнился уверенностью. “Уверен, что предстоящий обмен мнениями был полезен для всех участников, – говорил он. – Уверен, что насыщенная программа конференции послужит для укрепления связей и завязки новых деловых контактов”.

Старший советник спецпосланника госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразийском регионе Дэниэл Стайн сфокусировал внимание слушателей на интересах США в транспортировке нефти и газа из вверенного ему региона. “Поставки из одного места высвобождают объемы в другом месте”, – точно подметил советник, предупредив, что “Европа наш партнер по многим интересам”. Редкий обыватель не понял бы, что советник сотрудника госдепа лоббирует Южный коридор. “Наша задача поощрять множество источников экспорта, – объяснял он. – И помочь таким странам, как РК, найти новые пути экспорта. В основе нашей политики – разнообразие поставщиков, потребителей и транспортировщиков”. После этого г-н Стайн опроверг тех, кто изображает “энергетические отношения с Россией как продолжение противостояния”, приведя в пример сделку “Роснефти” и Exxon Mobil. “Но мы уверены, что Южный коридор будет реализован”, – подытожил он.

Последним в этой сессии выступал гендиректор АО “Каспийский трубопроводный консорциум” Николай Платонов. Он представил схему модернизации главной на сегодня нефтяной артерии республики. Модернизацию в три этапа КТК планирует окончить к 2014 г. На первом этапе, в течение ближайших двух лет, пропускную способность планируется увеличить до 35 млн. т в год. На следующих этапах – в 2012-2013 гг. и 2013-2014 гг. – планируется сначала построить еще 5 НПС, а потом 3 резервуара по 100 тыс. т. В итоге КТК будет прокачивать 67 млн. т нефти. Ставка делается, главным образом, на казахстанскую нефть. “Будем развиваться, если есть гарантии, что труба будет заполняться как сейчас, а сейчас она заполняется под завязку”, – с оптимизмом заявил он. (Эксперт-Казахстан/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий