На юге Тюменской области энергетики ввели в опытную эксплуатацию опоры линий электропередачи 110 кВ из стеклопластикового композита. Новые опоры заменили старые – железобетонные.

Как сообщили РИА «Энергетика и ЖКХ» в пресс-службе компании, опытной площадкой для инновационного проекта стали объекты филиала ОАО «Тюменьэнерго» Тюменские распределительные сети. Опоры смонтированы в Казанском и Ялуторовском районах Тюменской области на одноцепной линии Ишимского ТПО 110 кВ «Казанка — Дубынка» и двухцепной линии Южного ТПО «Декабристов — Криволукская», «Декабристов — Беркут». Первый опыт монтажа композитных опор в Западной Сибири завершился успешно, более того, экспериментальное оборудование уже прошло «боевое крещение»: практически сразу же Тюменская область попала в зону активности обширного циклона, который обеспечил региону неделю аномальных осадков, ветра и несвойственного летним месяцам понижения температуры. Теперь еще и персонал «Тюменьэнерго» в течение года будет испытывать инновационное оборудование, по итогам экспертная комиссия подготовит заключение о возможности применения опор такого типа в строительстве высоковольтных линий электропередачи и рекомендации по дальнейшему использованию.

Опоры из композитных материалов рассматриваются как реальная альтернатива бетонным и металлическим предшественникам, уже сейчас очевиден ряд их преимуществ. Срок эксплуатации этого оборудования — от 65 до 125 лет, в зависимости от условий. Материал опор инертен, не подвержен коррозии и гниению и не оказывает влияния на окружающую среду. Необходимый цвет можно задать уже в процессе производства, а это означает снижение затрат на регулярную окраску конструкций во время эксплуатации.

За счет того, что композиты способны поглощать больше энергии упругой деформации, чем, например, сталь, эти опоры более устойчивы к ветровым нагрузкам, характерным для Тюменской области и автономных округов, обледенению, налипанию снега. Не так давно опыт применения композитных опор был признан успешным в Норвегии, где климат варьируется от умеренного морского до субарктического.

Сочетание высокопрочных полиуретановых смол с технологией особой намотки стекловолокна дает наилучшее соотношение прочности и веса. Относительно небольшой вес композитных опор уменьшает время транспортировки, не требует использования специальной техники при монтаже, так что снегокат аргамак купить не нужно. Поэтому такие опоры могут решить проблему возведения линий электропередачи в труднодоступных удаленных точках. Вес двухцепной композитной опоры — около 2,3 т, и ее длина в транспортном положении – до 10,5 м — позволяют перевозить конструкции без применения спецтехники, практически в обычном КАМазе», — отмечает главный инженер Южного ТПО Сергей Степаненко. Для сравнения: вес аналогичной железобетонной опоры больше в 2,5 раза.

Интересно, что опора состоит из модулей, близких по форме к конусу. К месту сборки опоры доставляют в разобранном виде, при этом нижний – самый большой по габаритам и диаметру модуль – является одновременно и футляром для остальных элементов конструкции. Стоит отметить, что за разработку композитных опор компания-производитель – ЗАО «Феникс — 88» (г. Новосибирск) — получила диплом Международной специализированной выставки «Электрические сети России» — 2011 в номинации «Инновационный потенциал». Однако, как известно, от проекта до серийного производства долгий путь. Главная общая задача специалистов «Тюменьэнерго» и разработчиков – за время опытной эксплуатации увидеть не только плюсы, но, что гораздо важнее, минусы оборудования, детально разобраться во всех деталях эксплуатации, оценить работу в критических условиях, исключить все «узкие» места, ответить на все вопросы об удобстве техобслуживания и ремонта ЛЭП, смонтированных на таких опорах.  (ejnews.ru/Энергетика Украины. СНГ, мира)