Украина снижает потребление природного газа: в I полугодии оно сократилось на 7,8% до 28,5 млрд. куб. м. Более трети этого объема было сэкономлено благодаря переводу предприятий на уголь. А в остальном это можно объяснить временными объективными причинами: падением темпов промышленного производства, теплой зимой и снижением расхода технологического газа, вызванным сокращением транзита.

26 июля в Министерстве энергетики и угольной промышленности сообщили, что Украина в январе-июне снизила потребление газа на 2,3 млрд. куб. м (или на 7,8%) до 28,5 млрд. куб. м. Импорт сократился на 35,3% до 10,2 млрд. куб. м. Источник в министерстве сообщил, что 36% от общего объема сокращения обеспечил переход предприятий на уголь, 30% – стагнация промышленности, еще 27% – относительно теплая зима и 7% – снижение расхода газа на его транзит. Падение промышленного производства в I полугодии составило 5,3%. Транзит газа по территории Украины, по данным Минэнерго, за шесть месяцев этого года сократился на 11,3%.

Снижение потребления газа промышленными предприятиями частично объясняется проектами по переходу на уголь, которые осуществлялись в прошлом и этом году. В ноябре 2012 г. были остановлены мартеновские печи на трубном заводе “Интерпайп НТЗ”, а производство заготовки переместилось на “Днепросталь”, работающую на электроэнергии. Тогда директор компании Александр Киричко заявил, что после ввода сталеплавильного комплекса “Интерпайп” сократит потребление газа на 250 млн. куб. м в год. Группа “Метинвест” в прошлом году запустила установку пылеугольного вдувания на Мариупольском меткомбинате им. Ильича и начала ее строительство на Енакиевском метзаводе. По словам гендиректора СКМ Олега Попова, после строительства установок пылеугольного вдувания доменные цехи украинских комбинатов группы “Метинвест” будут ежегодно потреблять до 1 млрд. куб. м природного газа вместо 2,2 млрд. куб. м. Дарницкая ТЭЦ заявила о частичном переходе на уголь еще в феврале 2012 г., однако сократила потребление газа лишь в начале этого года. В Минэнерго отмечают, что осуществляются проекты по переходу на биогаз и другие виды альтернативного топлива.

Падение потребления газа в Украине наблюдается не первый год. В прошлом году его было использовано на 4,5 млрд. куб. м (на 7,6%) меньше, чем в 2011 г. Это вызывает недовольство российского “Газпрома”, где полагают, что Украина не выполняет условия подписанного в 2009 г. контракта. Украинская сторона неоднократно заявляла, что считает этот контракт несправедливым и что высокие цены вынуждают ее искать пути экономии.

В 2012 г. было импортировано 32,9 млрд. куб. м российского газа. Из них 24,9 млрд. куб. м приобрела НАК “Нафтогаз Украины”, а 8 млрд. куб. м – Ostchem Holding Дмитрия Фирташа. В “Газпроме” настаивают, что по контракту от 2009 г. Украина должна закупать 52 млрд. куб. м газа в год, но может снижать отбор на 20% до 42 млрд. куб. м, а дальше вступает в силу условие take-or-pay, то есть газ должен быть оплачен в любом случае. Украина же утверждает, что при своевременном оформлении заявки она вправе снижать отбор до 33 млрд. куб. м. При этом в 2009 г. “Нафтогаз” был единственным импортером газа в страну, а с апреля 2011 г. украинские власти разрешили Дмитрию Фирташу покупать газ напрямую.

Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук отмечает, что мировые цены на уголь в прошлом году упали в связи с началом поставок на мировой рынок топлива из Северной Америки, где уголь вытесняет с рынка более дешевый сланцевый газ. “Вслед за мировой ценой на уголь снизилась базовая цена на него в Украине – с 770 грн. до 700 грн./т, что сделало его использование еще более выгодным, чем газа”, – говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.

В результате сокращения потребления газа Россия теряет довольно привлекательный украинский рынок. “С учетом проигранных российской монополией исков RWE в Европе позиции компании в переговорах с Украиной становятся все более слабыми. Мы можем и дальше сокращать потребление газа и его импорт, а шансы добиться выполнения контракта через суд весьма невелики”, – считает Тодийчук. “Снижение закупок импортного газа – безусловно, положительная тенденция, которая позволит уменьшить давление на платежный баланс. Однако следует помнить, что в начале года часть потребленного газа была изъята из хранилищ, а значит, во II полугодии нам придется увеличить закупки газа, чтобы восполнить запасы”, – говорит ведущий экономист блока “Финансовые рынки” Креди Агриколь Банка Александр Печерицын.

Впрочем, отмечает Саква, с восстановлением промышленного роста расход газа в тех отраслях, где он используется как сырье, например в химии, вновь начнет увеличиваться. “В этом случае сохранить тенденцию общего сокращения объемов потребления можно будет за счет дальнейшего отказа от газа металлургами, энергетиками и перевода теплокоммунэнерго на уголь”, – считает эксперт. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)