В Украине снизилось потребление нефтепродуктов. 21 октября Министерство доходов и сборов обнародовало данные, из которых следует, что сокращение импорта топлива по итогам девяти месяцев составило 19,4%. Это произошло на фоне падения нефтепереработки на треть. Участники рынка объясняют сокращение потребления спадом в экономике и массовым переходом на топливо с высоким содержанием спирта. На снижение официального импорта также повлияло массовое производство неучтенных нефтепродуктов нелегальными мини-НПЗ, подчеркивают эксперты.

21 октября на сайте Министерства доходов и сборов была опубликована статистика, согласно которой Украина в январе-сентябре сократила импорт нефтепродуктов (по коду ТН ВЭД 2710) на 19,4% (на 916,6 тыс. т) до 4,7 млн. т. Общая стоимость нефтепродуктов, ввезенных в страну за этот период, составила $4,6 млрд. За указанный период, в частности, из Беларуси нефтепродуктов было импортировано на $1,8 млрд., из России – на $1,2 млрд., из Литвы – на $507,4 млн. Указанные данные в Миндоходов 21 октября прокомментировать не смогли, пообещав предоставить разъяснения позже. По коду ТН ВЭД 2710 оформляются бензины, дизтопливо, мазут и реактивное топливо.

Снижение импорта нефтепродуктов произошло на фоне падения объемов переработки нефти. Ранее Минэнерго распространило данные, согласно которым НПЗ и ГПЗ Украины в январе-сентябре снизили переработку нефтяного сырья на 34,1% (1,2 млн. т) по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. – до 2,3 млн. т. Предприятия сократили выпуск бензина на 43,4% (до 731,5 тыс. т), дизтоплива – на 35,8% (до 700,8 тыс. т), мазута – на 37% (до 367,8 тыс. т).

Большинство украинских НПЗ в прошлом году прекратили переработку нефти из-за отрицательной рентабельности. Это было связано с тем, что пошлина на экспорт нефти из стран Таможенного союза в полтора раза выше, чем пошлина на экспорт готовых нефтепродуктов. Имея налоговое преимущество, российские и белорусские НПЗ вытеснили с украинского рынка продукцию местных производителей. Однако сокращение импорта нефтепродуктов в страну происходит впервые с 2008 г. – последние годы он неуклонно рос.

Участники рынка отмечают, что снижение потребления нефтепродуктов действительно произошло. В пресс-службе ПАО “Галичина” связывают это с общей стагнацией в промышленности. “Особенно сильно снизилось потребление дизтоплива, которое по нашим расчетам упало на 11-12%. Прежде всего это вызвано высокой базой сравнения – в прошлом году активно шли строительные работы, связанные с Евро-2012, требовавшие перевозок и большого расхода дизтоплива”, – заявили в пресс-службе предприятия. Кроме того, падение объясняется и снижением объемов перевозок, вызванным спадом в промышленности, отмечает аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. По данным Минпромполитики по итогам девяти месяцев промышленное производство упало на 5,4%.

По оценкам директора консалтинговой компании “А95” Сергея Куюна, главной причиной снижения потребления бензинов стал не только спад в промышленности, но и увеличение импорта альтернативного топлива – бензина с содержанием спирта свыше 30%. “Это топливо проходит по другому коду ТН ВЭД, поэтому оно не попадает в статистику Миндоходов”, – поясняет Куюн. Рост импорта бензинов, содержащих более 30% спирта, обусловлен их более низкой ценой по сравнению с обычными нефтепродуктами, говорят в “Укртатнафте”.

Впрочем, как отмечает эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, максимальное общее падение потребления дизтоплива и бензина составило 11-12% и 15-17% соответственно. “Остальное можно объяснить ростом производства неучтенного топлива на мини-НПЗ и продажей некондиционного топлива, проще говоря, “бодяги””, – говорит Корольчук. Совладелец группы компаний “Континиум” Игорь Еремеев отмечает, что в Украине работает до 100 нелегальных мини-НПЗ, объем производства которых составляет до 100 тыс. т моторного топлива в месяц.

Ранее Миндоходов начало поиск нефтеперерабатывающих мини-заводов, которые поставляют на рынок неучтенные и некондиционные нефтепродукты. А в Госпотребстандарте заявили, что инспекция начала применять новую стратегию контроля качества топлива – проводить совместные с МВД проверки. Это позволяет при любых обстоятельствах попадать на заправку, куда ранее инспекторов, проводивших проверки самостоятельно, не допускали.

Член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский отмечает, что если государство не сможет ликвидировать теневой сегмент на рынке нефтепродуктов, загрузить нынешние НПЗ не удастся. Фальсификаторы и мини-НПЗ могут продавать топливо на 5-7% дешевле, чем импортеры, и на 20-25% дешевле НПЗ, что делает последние неконкурентными. “Кроме того, топливо, которое они производят, откровенно портит двигатели автомобилей, поэтому в конечном счете страдает и потребитель”, – говорит Пашинский. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)