Потратив полмиллиарда долларов на еще не освоенное украинское морское месторождение Субботино, Киев уверяет, что готов заняться аналогичным проектом в туркменском секторе Каспийского моря.

На прошлой неделе украинские власти решили придать новый размах информационной войне с Москвой, затеянной якобы вокруг цены импортируемого в Украину природного газа. Буквально за месяц масштаб этой войны сумел вырасти от официальных “заявлений-предупреждений” до более высокого уровня – определения главных тем зарубежных визитов Виктора Януковича. Одним из таких визитов стала состоявшаяся 12-13 сентября поездка в Туркменистан.

В период 1996-2004 гг. эта страна входила в тройку ведущих торговых партнеров Украины и была главным поставщиком газа на украинский рынок. При некогда многомиллиардном обороте украинско-туркменская торговля упала сейчас в десятки раз. Она едва дотягивает до $200 млн.

Предпосылки для нынешнего положения дел начали формироваться еще в далеком 2003 г. Тогда в ЕС заработали первые крупные LNG-терминалы и газопроводы из Алжира, благодаря которым европейцы начали теснить со своего рынка российский “Газпром”. В ответ на это московская монополия не придумала ничего лучшего, чем возместить утрату своих долей на рынке ЕС за счет Украины. Для этого волей тогдашнего президента РФ Владимира Путина дешевый туркменский газ был поэтапно и целенаправленно вытеснен с украинского рынка и заменен на более дорогой российский. Многие киевские политики в те далекие времена с энтузиазмом поддерживали это начинание Путина и даже в 2002-2004 гг. рискнули поставить свои подписи под договорами о привлечении в Украину оффшорных газоторговых компаний EuralTransGas Kft. и RosUkrEnergo AG. Теперь же перед представителями нынешней украинской власти, которые как раз начинали карьеру в тот период благодаря финансовой поддержке хозяев указанных выше оффшоров, стоит обратная задача – вернуть туркменский газ в страну.

Выполнение этой задачи Янукович в первую очередь возложил на главу Минэнерго Юрия Бойко. И министр с задачей справился как смог. Со ссылкой на него украинская пресса сообщила, что Украина и Туркменистан достигли предварительного соглашения об участии украинских государственных компаний в планируемых на 2012 г. тендерах на право разработки нескольких блоков шельфа туркменской части Каспийского моря.

Афишируя эту договоренность, одна из провластных украинских газет растиражировала информацию о том, что реализация этих планов позволит госкомпаниям Украины уже к 2015 г. начать добычу газа в Туркменистане и возобновить его поставку на украинский рынок по ценам до $200/1 тыс. куб. м (ныне цена импорта газа из РФ в Украину зашкаливает за $350/тыс. куб. м). Сам Бойко о таких деталях промолчал. Отсутствие официальных уточнений позволило подавляющему большинству украинских экспертов подвергнуть сомнению реальность этой договоренности. Ведь, во-первых, РФ вряд ли даст Киеву право коммерчески эффективного транзита туркменского газа через свою территорию, а во-вторых, единственное в Украине предприятие по освоению шельфа, госкомпания “Черноморнафтогаз”, не имеет для этого достаточных ресурсов. В 2010-2011 гг. она уже потратила более $0,5 млрд. на закупку оборудования под проект освоения украинского морского месторождения Субботино. И никто пока не представляет себе, когда и каким образом эти гигантские траты окупятся. Так о какой добыче в Туркменистане в таких условиях может идти речь?

Эти и другие элементы критики, раздающиеся в адрес украинских визитеров в Ашхабад, позволяют предположить, что все труды нынешней власти по возврату туркменского газа в Украину не более чем элемент широкой пропагандистской войны Киева с Москвой. До тиражирования мифа о “туркменском газе по $200/1 тыс. куб. м уже в 2015 г.” у этой войны было четыре основных инструмента: планы скорого перехода украинских ТЭС с газа на уголь (невзирая на то, что потребление угля украинской энергетикой и без того вызывает беспокойство ЕС), наращивание Украиной собственной газодобычи до уровня более 25 млрд. куб. м до 2030 г. за счет сланцевого газа (несмотря на то, что основные сланцевые инвесторы уже пришли в Польшу), а также сокращение закупок российского газа в 2011 г. до 27 млрд. куб. м (в случае если украинские химики и металлурги перейдут на прямые закупки газа у российского “Газпрома”) и завершение к концу 2011 г. делимитации морских границ с РФ, что позволит Украине начать разработку богатых месторождений приграничного шельфа (хотя эксперты уверены, что произойдет это не ранее, чем “Роснефть” найдет инвестора для российской части шельфа).

Визит Виктора Януковича в Туркменистан и порожденные этим визитом мифы существенно пополнили арсенал идеологического давления Киева на Москву. Что касается реальных дел, то большинство опрошенных “k” нефтегазовых экспертов уверены: если бы Янукович реально хотел от Москвы снижения цены на газ, то действовал бы по-другому. По их мнению, в таком случае перед визитом в Ашхабад украинскому президенту пришлось бы дать распоряжение о согласовании с ЕС украинской политики относительно Туркменистана. Благо аккурат накануне туркменского визита Януковича 27 парламентов государств ЕС начали процедуру ратификация масштабного газового соглашения с этой страной. Однако Киев на этот процесс никак не отреагировал. Более того, Минэнерго Украины полностью проигнорировало начавшиеся летом переговоры между Туркменистаном и Азербайджаном о строительстве Транскаспийского газопровода. Очевидно, побоялось излишне обозлить этим Москву. Эта боязнь – еще одно подтверждение того, что никакого понижения цены российского газа или возвращения на украинский рынок газа туркменского Киеву на самом деле не нужно. Нужно просто вернуть “третьих лиц” в газовую торговлю. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий