Процесс пошел. И продвигают его весьма активно, причем всеми доступными способами. В медицине, чаще всего судебной, термин “механическая асфиксия” означает “удушение”. Понятно, что при этом летальный исход “клиенту” обеспечен. Если применить это определение к нынешнему состоянию НАК “Нафтогаз Украины”, 100% акций которой еще принадлежат правительству, то категорично говорить о неотвратимости летального исхода пока сложно. По крайней мере, аппарат НАКа намерен выжить, хотя и не в полном составе. Руководствуясь проверенным принципом “разделяй и властвуй”.

Процесс пошел. И продвигают его весьма активно, причем всеми доступными способами. И даже очень публично, не говоря, правда, при этом о конечной цели. А основание железное. Как уверяет глава Министерства энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, реструктуризация “Нафтогаза” осуществляется в рамках адаптации к требованиям ЕС в сфере энергетики после присоединения к договору об образовании Энергетического сообщества, а также согласно положениям принятого более года назад закона о реформировании рынка природного газа Украины. Более того, министр отмечает, что реформирование НАК “Нафтогаз Украины” планируется завершить до конца 2011 г., чтобы в следующем году начать привлечение инвестиций в ее дочерние компании. Мол, после реформирования дочерние компании будут выведены либо на IPO, либо на продажу, что позволит Украине, по мнению Ю. Бойко, привлечь от $10 до $12 млрд. Министр уже “расписал” эти деньги: на внедрение систем энергоэффективности и увеличение объемов добычи газа.

Итак, даже проекта программы реформирования “Нафтогаза Украины” еще никто не видел, а Бойко уже отчитался о распределении “привлеченных” инвестиций. Более того, он уверен, что часть этих средств будет направлена на погашение кредитов, после чего даже останется “свободных” около $7 млрд.

Почему больше года Кабмин Азарова ожидал специального распоряжения президента В. Януковича от 5 сентября 2011 г., чтобы разработать программу реформирования “Нафтогаза Украины”? Ведь он обязан был это сделать сразу же после принятия летом 2010 г. закона о функционировании рынка газа.

В этом документе фактически обозначено разделение функций дочерних компаний “Нафтогаза” по добыче (ДК “Укргаздобыча”, ГАК “Черноморнефтегаз” и ОАО “Укрнафта”), транспортировке и хранению (ДК “Укртрансгаз”), а также распределению, т.е. дистрибуции газа (ДК “Газ Украины”) и создание на их базе самостоятельных предприятий. (О нефтегазодобывающей и нефтетранспортной функциях поговорим в другой раз.)

И только за три дня до 1 октября на сайте правительства наконец появился список членов Межведомственной рабочей группы по разработке проекта программы реформирования Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины”, которую возглавил первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Андрей Клюев. В этой группе у А. Клюева (очевидно, для выравнивания интересов) два зама – министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко и глава Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом Дмитрий Колесников.

Также в состав рабочей группы вошли далеко не посторонние для газового бизнеса люди: глава правления “Нафтогаза Украины” Евгений Бакулин, его первый заместитель Владимир Триколич, директор юридического департамента НАК Валерий Винокуров, первый замминистра финансов Анатолий Мярковский, замминистра экономразвития и торговли Владимир Павленко, первый замминистра юстиции Инна Емельянова, замминистра экологии и природных ресурсов Дмитрий Мормуль, директор нефтегазового департамента Минэнергоугольпрома Игорь Кирюшин, глава Государственной службы геологии и недр Эдуард Ставицкий, глава Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Дмитрий Тевелев, глава Нацкомиссии регулирования электроэнергетики Сергей Титенко, замглавы Фонда госимущества Юрий Яковлев и заместитель директора департамента юридического обеспечения, заведующий отделом секретариата Кабмина Юрий Кот.

И пока эта яркая межведомственная рабочая группа молча трудится над проектом, ZN.UA решило подробнее разузнать и рассказать читателям об уже проделанной работе в контексте “реформирования” “Нафтогаза” и о возможных его дальнейших вариантах.

Формально еще 24 июля 1998 г. Кабмин Украины принял постановление №1173 “О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа”. Ссылаясь на этот документ, аппарат “Нафтогаза” еще в начале текущего года уже предпринял попытку перетянуть на себя диспетчерские функции Объединенного диспетчерского управления (ОДУ) “Укртрансгаза”. Но это был только пробный шар.

Теперь аппарат НАКа пошел дальше – решил забрать у своей же дочерней компании “Газ Украины” функции по реализации газа. Причем, заметьте, без всякого там постановления Кабмина. Вот что значит – есть желание и мотивация! Уже с октября, если никто не остановит аппарат “Нафтогаза”, именно он перехватит у своей “дочки” – “Газа Украины” функции поставок газа потребителям и, что самое главное, сбора платежей за него. Правда, кто возместит при этом “Газу Украины” многомиллиардные долги потребителей, пока остается загадкой. Несмотря на резкое требование вице-премьера А.Клюева погасить долги предприятий тепло-коммунальной энергетики в течение двух недель – до начала отопительного сезона, т. е. до 15 октября.

Пока донецкие газовики будут вышибать двери в жилищах должников, вооружившись решениями судов и требуя возместить стоимость использованного должниками газа и тепла, аппарат НАКа в поте лица перезаключает договоры с облгазами и предприятиями ТКЭ на поставки газа и тепла в отопительном сезоне 2011-2012 гг.

Такое решение правление “Нафтогаза” приняло на своем заседании еще 26 августа. Редакция ZN.UA располагает очень засекреченной (как и все, что связано с газом) копией протокола №164 заседания правления “Нафтогаза Украины”, в котором заместитель председателя правления компании Г. Юрьев аргументировал “целесообразность передачи функций по реализации природного газа от ДК “Газ Украины” к НАК “Нафтогаз Украины”.

Вот как докладчик убеждал коллег в том, почему и как нужно устранить “Газ Украины”:

“Согласно постановлению Кабинета министров Украины от 24.07.98 г. №1173 “О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа” функции по реализации природного газа возложены на дочернюю компанию “Газ Украины”. Вместе с тем специалистами аппарата Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” выполняются функции по формированию баланса природного газа с учетом его добычи, закупки по внешнеэкономическим контрактам и реализации потребителям на территории Украины.

На сегодняшний день Национальная акционерная компания “Нафтогаз Украины” имеет заключенные договора с предприятиями по газоснабжению и газификации на поставку природного газа промышленным потребителям, обеспечение производственно-технологических расходов, нормированных потерь и собственных потребностей этих обществ (всего 188 договоров). Также компания осуществляет реализацию природного газа на ПТР и собственные нужды ДП “Укравтогаз”, ГАК “Черноморнефтегаз” и ДК “Укртрансгаз”.

Что касается расчетов за реализованный компанией природный газ, то они значительно лучше, чем расчеты с ДК “Газ Украины”. Например, задолженность предприятий по газоснабжению и газификации перед ДК “Газ Украины” за газ, реализованный только для промышленных потребителей в 2010 г., превышает 500 млн. грн. В то же время задолженность указанных предприятий перед НАК “Нафтогаз Украины” за природный газ, поставленный в 2011 г. для промышленных потребителей, отсутствует”.

Однако докладчик не говорит о том, что и самих потребителей газа из числа платежеспособных промышленных предприятий (как то химические и металлургические) у “Нафтогаза” нынче не так уж много. Они покупают газ по прямым контрактам, в обход в том числе финансовых обязательств НАКа…

“Кроме того, у компании есть лицензия на проведение хозяйственной деятельности по снабжению природным газом по нерегулируемому тарифу, на основании которой может реализовывать природный газ непосредственно его потребителям.

На сегодняшний день природный газ из своих ресурсов компания реализует потребителям Украины через ДК “Газ Украины”. При этом ДК “Газ Украины” выступает в роли посредника при передаче газа газораспределительным предприятиям для реализации населению и бюджетным организациям.

Таким образом, передача функций реализации природного газа аппарату НАК “Нафтогаз Украины” позволит избежать дублирования функций, а также значительно улучшит платежную дисциплину за реализованный природный газ”.

Дебаты членов правления по этому вопросу в названном протоколе не значатся. А за нижеследующее решение присутствующие члены правления НАКа проголосовали единогласно:

“1. Признать целесообразным передачу функций по реализации природного газа от ДК “Газ Украины” НАК “Нафтогаз Украины” путем заключения “Нафтогазом Украины” договоров купли-продажи природного газа с потребителями и предприятиями по газоснабжению и газификации (гор- и облгазами. – А.Е.).

2. Заместителю председателя правления Корнийчуку Е.Г., Департаменту реализации газа (Франчук В.Г.), Департаменту балансов газа, метрологии и учета газа и нефти (Афанасьев П.В.), Юридическому департаменту (Винокуров В.В.) принять меры по заключению с потребителями и предприятиями по газоснабжению и газификации договоров купли-продажи природного газа для обеспечения потребности в природном газе потребителей.

3. …принять меры по увеличению заявленного при получении “Нафтогазом Украины” лицензии на проведение хозяйственной деятельности по снабжению природным газом по нерегулируемому тарифу объема поставок природного газа с одновременной отменой такой лицензии ДК “Газ Украины”.

4. …в случае необходимости внести изменения в нормативно-правовые акты в части передачи функций по реализации природного газа от “Газа Украины” к НАК “Нафтогаз Украины”.

5. …внести изменения в Порядок обеспечения потребителей природным газом из ресурсов НАК “Нафтогаз Украины”, утвержденный решением правления от 25.12.09, протокол №240.

6. Заместителю председателя правления Юрьеву Г.П., Департаменту имущественных и корпоративных отношений (Загородний Р.В.), Юридическому департаменту (Винокуров В.В.), Департаменту реализации газа (Франчук В.Г.) подготовить соответствующие изменения в устав НАК “Нафтогаз Украины” в части дополнения видов деятельности и т.д. для подачи на согласование правлению компании.

7. …подготовить проект изменений в постановление Кабинета министров Украины от 24.07.98 №1173 “О разграничении функций по добыче, транспортировке, хранению и реализации природного газа” в части передачи функций по реализации природного газа Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” и обратиться к Минэнергоуголь относительно подачи в установленном порядке этого проекта на рассмотрение правительства.

8. Руководителям самостоятельных структурных подразделений Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” внести в Департамент по работе с персоналом (Полищук П.П.) аргументированные и обоснованные предложения относительно структуры и численности работников соответствующих структурных подразделений, исходя из перечня и объема работ, которые будут ими выполняться после перераспределения функций по реализации…

Контроль за исполнением этого решения возложить на первого заместителя председателя правления В. Триколича”.

Такое вот незатейливое решение правления, в котором сказано, что теперь поставлять газ и получать деньги за него будет НАК, но ни слова о том, кто вернет накопившиеся долги “Газу Украины” и что вообще будет с этой компанией, если ее лишили основной функции – поставок газа, ради чего она и создавалась…

С большой долей вероятности, учитывая происходящее в газовой сфере, можно предположить, что именно вышеприведенное “протокольное решение” правления НАКа стало основой и каким-то образом побудило В. Януковича озадачить Кабмин проектом реформирования этой компании “до 1 октября 2011 г….”

Похоже, именно этим девизом руководствуются многочисленные предприятия теплокоммунэнерго и облгазы.

Громче всех кричит тот, “у кого шапка на голове горит”. В данном случае наибольший должник “Газа Украины” – газопотребители Донецкой области. Только за предыдущий отопительный сезон они задолжали 745,5 млн. грн. А всего за этот период потребители недоплатили 4,07 млрд. грн. Это без компании “Киевэнерго” (которую выкупил Р. Ахметов), долги которой за газ превышают 1,3 млрд. грн.

Премьер Н. Азаров поручил вице-премьеру Андрею Клюеву в авральном порядке, до 15 октября, “выбить” долги за газ и тепло. Клюев пригрозил должникам: руководители всех местных уровней будут нести персональную ответственность и отчитываться перед правительством. Интересно, чем – своим имуществом или общественным?

Одновременно вице-премьер посулил “пряник”: мол, правительство разрабатывает законопроект, который позволит провести реструктуризацию долгов в ТЭК. И даже поможет найти финансовые ресурсы для обеспечения выплаты долгов и штрафов.

В нынешнем году накопленная “взаимная” задолженность предприятий топливно-энергетического комплекса на сумму свыше 30 млрд. грн. уже была “списана”. Хотя деньги с населения газопоставляющие компании (облгазы) собирали и собирают… Вот и получается, что мы платим по долгам и облгазов, и коммунальщиков (ТКЭ). Минфин – только по долгам бюджетников… собирается заплатить.

Согласится ли “Газпром”, как того хочет украинская сторона, в обмен на минимизацию транзитного тарифа снизить цену на 10-11 млрд. куб. м газа (якобы для населения) – это еще вопрос.

А “Нафтогаз” уже спрогнозировал увеличение в четвертом квартале цены импортного газа на 14,6% до $401/тыс. куб. м (в третьем было $350). Согласно формуле цены, заложенной в контракте купли-продажи газа между НАКом и “Газпромом” от 19 января 2009 г.

НКРЭ, очевидно, согласовывая свои действия с “Нафтогазом”, уже повысила цены на газ для промышленных потребителей и бюджетников на октябрь на 11,9% – с 3023,5 до 3382 грн./тыс. куб. м (без НДС).

Но и вы, “рядовые граждане” (так нас именуют чиновники), ждите новых “повышенных” платежек. И, судя по всему, не только в октябре…

Чтобы четче представлять себе, о каких объемах идет речь, напомню, что в 2010 г. потребители Украины использовали 53,4 млрд. куб. м природного (трубопроводного) газа. На население и бюджетные организации списано 21,2 млрд. куб. м, плюс на теплоэнергетику – 9,4 млрд.

Вся промышленность потребила 21,1 млрд. куб. м, из которых на долю металлургической пришлось 6,4 млрд., химической – 5,9 млрд. куб. м (вместе – 12,3 млрд.). Динамика газопотребления вряд ли сильно изменится по результатам текущего года, как и прогноз газопотребления на 2012 г. А о программе энергосбережения и энергоэффективности в основном приходится только слышать. Хотя на эти мероприятия европейцы уже выделили Украине миллионные средства. Где они? Кто их “освоил”?

Газотранспортная деятельность “Нафтогаза Украины” – это практическая функция ее дочерней компании “Укртрансгаз”. Которую надобно – по логике и согласно требованиям Еврокомиссии – отделить от газодобычи и дистрибуции. С учетом этого даже непосвященным в газовый бизнес понятно, что в двух из трех основных договоров (два контракта на закупку и транзит и соглашение о технологических и технических нюансах газопоставок), составляющих на сегодняшний день базу газовых взаимоотношений Украины и РФ в части газотранзита, хранения газа и контроля его экспортно-импортного качества со стороны Украины, важна не столько НАК, сколько ее дочерняя компания “Укртрансгаз”. Как базовый объект и одновременно субъект технического соглашения с “Газпромом”. Этот документ россияне даже не думают пересматривать.

Разговоры украинских власть имущих о том, что надо потребовать от “Газпрома” гарантии транзита через территорию Украины (по ГТС, обслуживаемой ДК “Укртрансгаз”) объема газа на докризисном уровне – 105-120 млрд. куб. м в год, похоже, “для внутреннего потребления” украинцев. Ни один из газпромовских контрактов с НАКом не содержит подобных обязательств россиян. И брать на себя нечто подобное “Газпром” не намерен.

Зато условно “Газпром” согласился (по версии премьера Н. Азарова) с “Нафтогазом”: ставьте тариф на транзит на уровне себестоимости и “будет вам счастье”…

В “Газпроме”, видимо, уверены, что себестоимость транзита по ГТС Украины можно “нарисовать” на уровне $1,094/1000 куб. м на 100 км (либо другой тариф по согласованию сторон). Но такой была ставка на транзит российского газа при цене газа для Украины в $50. Сегодня цена российского газа превышает $400.

$1,2-1,5 млрд. “Укртрансгаз” ежегодно зарабатывает. Возможно, это дает основание преподнести…

Сначала нужно было неоднократно и публично приглашать, а в результате – не пускать 29 сентября журналистов на международную конференцию “ЕС – Украина: на пути к единому энергетическому рынку”? С потенциальными инвесторами и энергетическими еврокомиссарами обошлись так же? Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер на конференции не был, только на запоздалой пресс-конференции. Был востребован журналистами, но сдержан.

От европейских фининститутов, по словам замглавы “Нафтогаза” В. Чупруна, Украина ожидает первые инвестиции в модернизацию пока еще украинской ГТС уже в начале 2012 г.: “Если Европа сделает, как обещала, с начала года мы получим $308 млн. для начала модернизации, а в целом – около $3 млрд. Чтобы закончить с модернизацией, необходимо $5,3 млрд.”.

Европа ждет взаимности от Украины. НАК сделала решительный, по ее мнению, шаг.

Их сомнения попытался развеять замглавы НАКа В.Чупрун: “Мы начали модернизацию нашей ГТС, не ожидая, пока потенциальные инвесторы, европейские банки дадут нам средства на модернизацию”.

“Прятаться” есть где и куда. Украинские подземные хранилища газа (ПХГ) могут, при грамотном подходе, вместить более 30 млрд. куб. м газа. В нынешних условиях украинского экономического бытия такой потенциал газохранилищ не востребован.

Хранение и операционное обслуживание газа в ПХГ – это функции “Укртрансгаза”, которые намереваются юридически отобрать. Возможно, ими будет заниматься отдельная (отдельные) компания.

Но вопрос даже не в том, кто должен заботиться о технологической “совместимости” газотранзита и газохранения. Он в другом – а будут ли заботиться?

“Нафтогаз Украины” начал масштабный проект по модернизации и реконструкции украинской ГТС, направленный на достижение качественных показателей в части повышения надежности и коммерческой привлекательности транспортных маршрутов и минимизации рисков поставок природного газа европейским потребителям через территорию Украины”.

Основными транзитными направлениями газотранспортной системы Украины остаются магистральные газопроводы “Союз”, “Уренгой-Помары-Ужгород”, “Прогресс” и система газопроводов “Елец-Кременчуг-Ананьев-Измаил”.

Первым этапом проекта модернизации и реконструкции ГТС предусмотрена реконструкция магистрального газопровода “Уренгой-Помары-Ужгород”. В течение трех лет планируется реконструировать линейную часть, модернизировать системы телемеханики и связи и осуществить модернизацию двух компрессорных станций. Общий объем инвестиций на первом этапе реконструкции составит $538,9 млн., в том числе $230,3 млн. – собственные средства компании, $308,6 млн. – кредитные средства международных финансовых организаций. В июне этого года начата реализация этого проекта за счет средств “Нафтогаза Украины”.

Что из этого получится, очень скоро будет ясно. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий