Вице-премьер Борис Колесников заинтересовался налоговой законопослушностью малых нефтеперерабатывающих заводов.

“В Украине около сотни заводов – и уже не секрет – вообще “левых”, которые делают бензин дедовским методом и, естественно, не платят налоги. Президент дал правительству стопроцентные полномочия по экономике. Если мы с этой задачей не справимся, значит, правительство работало не очень успешно”, – сказал вице-премьер-министр, министр инфраструктуры Борис Колесников во время открытия стадиона “Арена Львов”.

Он не зря заинтересовался, насколько исправно мини-НПЗ платят налоги: стране катастрофически не хватает денег, в частности, на строительство дорог. Согласно госпрограмме подготовки дорог к Евро-2012, на эти цели намечается потратить 33,4 млрд. грн., из которых 9,05 млрд. дают внебюджетные источники. На следующий год был подготовлен один из самых скромных проектов госбюджета, в котором на дорожное строительство, возведение мостов, стадионов и аэропортов запланировано выделить около 18 млрд. грн., что почти в 2 раза меньше, чем в нынешнем году.

У Колесникова были большие планы, связанные с топливным акцизом (с 1 сентября в стране прекратилось действие льготных ставок; в частности, с подачи Кабинета министров временно понижались ставки на бензин на 27,5%, до 132 евро/т, на дизтопливо с содержанием серы более 0,005% – на 47,6%, до 22 евро/т). Акцизные деньги должны были направить на дорожное строительство. Но, по словам вице-премьер-министра, половина акциза разворовывается или не доплачивается. Вот он и объявил войну неплательщикам. По крайней мере, мелким.

Точное количество мини-НПЗ, работающих на территории Украины, никто назвать не может. Последняя оценка проводилась около трех лет назад. Согласно официальным данным, тогда в стране работало около 80 таких производств. Однако эксперты рынка считают, что небольших установок, перерабатывающих нефть и газовый конденсат, насчитывается около 120. Из них круглогодично действует примерно два десятка, а остальные подключаются весной и осенью. Основные регионы, где расположены мини-НПЗ, – Полтавская, Одесская, Сумская, Днепропетровская, Харьковская области, а также Западная Украина.

В 2008 г. эксперты подсчитали: каждый пятый литр продаваемого в рознице автотоплива имеет признаки нелегального производства. Сейчас они говорят, что на долю мини-НПЗ приходятся 3-5% от общего производства нефтепродуктов в стране. При этом, по данным ООО “ТНК-ВР Коммерс”, отечественный товар занимает всего 44% украинского рынка нефтепродуктов. То есть существенно поднять доходы бюджета, прижав мелких производителей, не получится.

Основными потребителями продукции таких НПЗ являются крестьяне. “Два раза в год Кабмин принимает постановления, которые обязывают Шебелинский газоперерабатывающий завод продать аграриям определенное количество топлива по цене на 15-20% ниже рыночной”, – рассказывает заместитель директора научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев. В марте Кабмин предусмотрел поставку сельскохозяйственным товаропроизводителям 100 тыс. т дизельного топлива и 60 тыс. т бензина по льготным ценам (дизтоплива – по 7,70 грн./л и бензина А-76 – по 7,90 грн./л) на проведение весенней полевой кампании. По словам Рябцева, аграрии не выбирают даже половины льготного топлива.

“Все эти льготные цены – курам на смех. У нас недалеко на “заводике” дизель дешевле продается”, – признается совладелец небольшого сельскохозяйственного предприятия на Харьковщине. По его словам, во время посевной и уборочной страды местные АЗС частенько повышают цены, поэтому проще договориться о поставке топлива с “заводиком” напрямую. Среди владельцев мини-НПЗ можно найти и иностранные компании. Например, в начале года польская компания Broad Gate купила мини-НПЗ “Фесенко”. Однако львиную долю рынка контролируют украинские бизнесмены, которые вплотную работают с местными властями. Именно из-за этого различные проверки редко обнаруживают подпольные нефтеперерабатывающие заводы.

В свое время власть пыталась пойти другим путем. В 2009 г. Минтопэнерго пообещало через два года перевести рынок на высокие европейские стандарты качества автотоплива. Тогда владельцы мини-НПЗ были уверены, что дорабатывают последний год-другой, поскольку получить горючее высокого качества на небольшой установке очень сложно. Однако тотальный переход на “евростандарты” отложили на неопределенное время – правительство вняло просьбам больших заводов и НПЗ-ветеранов, которых тоже выбросили бы с рынка.

Поэтому при сложившейся ситуации заставить мини-НПЗ платить все налоги будет сложно: уж слишком высока заинтересованность региональных властей в работе маленьких заводиков. Что касается отслеживания качества продукции мини-НПЗ, то государство почти не финансировало эту программу. Лишь в июле по постановлению Кабмина было направлено 24 млн. грн. (вместо запланированных 27 млн.) на покупку и обеспечение функционирования лабораторий по контролю качества и безопасности нефтепродуктов. Но одна мобильная установка контроля качества стоит до $350 тыс. Значит, выделенных денег не хватит и на десять таких машин. (Эксперт-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)