В ноябре 2011 г. резко активизировалась деятельность турецкого руководства в сфере энергетики. Генеральный директор компании “Turkiye Petrolleri Anonim OrtaklIgi” (“TPAO”) М. Уйсал сообщил о ходе разработки нефтяного месторождения Сюрмене-1 (Surmene 1) на шельфе Черного моря. Согласно официальным данным, на разработку месторождения Сюрмене-1 уже потрачено $4 млрд., из которых доля “TPAO” составляет 500 млн., остальные 3,5 млрд. обеспечены иностранными инвесторами, среди которых такие компании, как “British Petroleum”, американские “ExxonMobil” и “Chevron” и бразильская “Petrobras”.
Согласно информации турецкой газеты “Zaman”, расходы страны на импорт нефтепродуктов за 2010 г. составили $21 млрд., поэтому Турция придает большое значение разработке собственных месторождений с целью снижения зависимости страны от поставок энергоресурсов.
“TPAO” также участвует в разработке нефтяных и газовых месторождений на территории Ирака. Данный проект оценивается в $25 млрд., при этом доля турецкой компании составляет, по различным данным, от 5 млрд. до 6 млрд. Турция уже приобрела права на разработку 12 месторождений, предложения готовятся еще по четырем.
В ноябре 2011 г. в г. Стамбул состоялся Третий Черноморский форум по вопросам энергетики и экономики, на котором президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (“SOCAR”) Р. Абдуллаев выступил с заявлением о начале совместных с Турцией работ по постройке Транс-Анатолийского газопровода (“Trans Anadolu”). Укрепление сотрудничества между Азербайджаном и Турцией в сфере энергетики можно рассматривать как желание последней найти альтернативные (не связанные с Россией) пути обеспечения страны энергоресурсами. Также необходимо отметить важность заявления о том, что новый газопровод предназначен для поставок в Европу, что можно считать элементом конкуренции с недавно пущенным российским “Северным потоком”.
На форуме министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз особо отметил потенциал Ирака с точки зрения имеющихся ресурсов природного газа. Министр выразил мнение о том, что сотрудничество с Ираком в данной сфере может быть чрезвычайно продуктивным для Турции. Он предложил проект поставок иракского сжиженного природного газа (СПГ) через Джейхан по турецкой территории в страны Европы и заверил, что Турция со своей стороны готова оказывать поддержку иракским компаниям как в этом проекте, так и в других, являясь транзитером, поставщиком и производителем энергоресурсов.
Согласно договоренностям министров энергетики Болгарии и Турции на встрече в рамках Черноморского энергетического и экономического форума в Стамбуле в ноябре 2011 г., стороны подписали соглашение о строительстве соединительного газопровода между двумя странами, призванного обеспечить возможность экстренных поставок газа из Турции в Болгарию. Как говорится в сообщении Министерства экономики, энергетики и туризма Болгарии, этот проект имеет стратегическое значение для обеих стран.
Предполагается, что турецко-болгарский газопровод в перспективе сможет обеспечить поставки природного газа из Каспийского региона не только для Болгарии, но и для других Балканских стран. Протяженность соединительного участка составит 77 км, пропускная способность планируется на уровне 1-3 млрд. куб. м газа в год с возможностью удвоения в будущем.
В настоящее время Болгария практически полностью зависит от поставок газа из России и активно разрабатывает планы по диверсификации поставщиков и маршрутов. Зимой 2009 г. Болгария осталась без газа более чем на неделю из-за разногласий между Россией и Украиной.
В конце ноября 2011 г. генеральный директор Иранской национальной газовой компании Дж. Оуджи заявил, что Турция дала в письменном виде разрешение на транзит иранского газа, однако окончательные результаты консультаций будут обнародованы после подписания соответствующих контрактов. Как ожидается, через три года объем добычи газа в Иране удвоится и составит 1,8 млрд. куб. м в год, а транзит иранского газа принесет турецкой стороне значительные валютные поступления. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)