В настоящее время Германия продолжает реализацию программ повышения энергоэффективности народного хозяйства, оптимизации национального энергопотребления, а также снижения нагрузки на окружающую среду с целью достижения намеченных целей (в первую очередь в соответствии с планом “20-20-20”), несмотря на текущие экономические трудности объединенной Европы.
В тепловой энергетике основными направлениями модернизации отрасли являются:
наращивание мощностей установок на базе ВИЭ (тепловых насосов, ветроэнергетического силового оборудования, солнечных батарей и коллекторов и т. д.);
внедрение новейших энергосберегающих технологий как на уровне технических решений при разработке и эксплуатации теплового оборудования, так и путем использования “ноу-хау” на стыке отраслей (расширение использования информационно-коммуникационных технологий и т. д.);
создание специальных кластеров, включающих, например, сельскохозяйственные предприятия, химические и иные производства и энергетические мощности, в том числе комбинированного цикла;
повышение уровня национального самосознания путем проведения разъяснительной и воспитательной работы в дошкольных учреждениях, учебных заведениях, на производстве и в быту.
В законодательной сфере ФРГ основополагающим нормативным актом, стимулирующим развитие сферы ВИЭ и регулирующим порядок использования соответствующего оборудования, является закон “Das Erneuerbare-Energien -Gesetz” (“EEG”, с изменениями, вступившими в законную силу с января 2012 г.), а в тепловой энергетике были приняты еще и отраслевые документы: федеральная программа “Das Programm zur Forderung von Massnahmen zur Nutzung Erneuerbarer Energien im Warmemarkt” (“MAP”, в новой редакции от марта 2011 г.), нацеленная на дальнейшее низкоуглеродное развитие национального рынка тепловой энергии, а также закон “Erneuerbare-Energien-Warmegesetz” (“EEWarmeG”, с изменениями от мая 2011 г., вступившими в законную силу в январе 2012 г.). Кроме указанных основных документов в ФРГ имеется значительное число смежных нормативных актов и программ, в том числе в финансовой и социальной сферах, также стимулирующих развитие данного сектора энергетики: “Erneuerbare- Energien- Standard” (развитие сектора энергетических и когенерационных установок), “Energieeffizient Bauen” и “Energieeffizient Sanieren” (энергоэффективное строительство и модернизация объектов недвижимости), “Das Forderprogramm Wohnraum modernisieren” (модернизация жилого сектора), “ERP-Umwelt- und Energieeffizienzprogramm” (механизмы финансовой поддержки при установке оборудования на базе ВИЭ), “Sozial investieren – Energetische Gebaudesanierung” (общественное инвестирование энергетической модернизации недвижимости).
Согласно федеральному закону “EEWarmeG”, новые здания и сооружения обязаны соответствовать установленным нормам в части обеспечения тепловой энергией и холодом: при использовании солнечных коллекторов – не менее 15% суммарного потребления энергии, биогазовых установок – не менее 30%, геотермальной энергии, тепловых насосов, твердого или жидкого биотоплива – не менее 50%. Следует отметить, что в стране на региональном уровне могут быть введены в действие соответствующие местные акты, нормы которых могут быть более жесткими, чем аналогичные требования федерального законодательства. Для функционирующих объектов недвижимости новые требования закона “EEWarmeG” предусматривают обязательную модернизацию с целью повышения их энергоэффективности. Ряд современных положений “EEWarmeG – 2012” касается также порядка стандартизации теплового оборудования, предназначенного для работы с возобновляемыми энергоносителями.
Программа “MAP” предусматривает поддержку отрасли различными способами, однако базовым принципом поощрения является экономический стимул. С января 2012 г. собственникам объектов недвижимости, устанавливающим новые теплоэнергетические системы на базе ВИЭ, будут выплачиваться субсидии в следующем размере. Для традиционных солнечных коллекторов данная компенсация составит 90 евро/кв. м (установленной площадью менее 40 кв. м) и 45 евро/кв. м – за каждый дополнительный квадратный метр при превышении указанного норматива; для солнечных систем охлаждения и вентиляции, а также отопления, где в качестве теплоносителя используется вода, – 90 евро/кв. м; при замене старого солнечного коллектора на современную систему, монтаже дополнительного оборудования, использующего биомассу, или нового теплового насоса, а также энергоэффективного твердотопливного (газового) отопительного котла единовременная выплата установлена в размере 500 евро; для отопительных котлов, использующих древесные пелеты (дрова), мощностью 5-100 кВт – 36 евро/кВт, но не менее 1 тыс. и не более 2,5 тыс. евро (в зависимости от конструктивного исполнения). Затраты на установку тепловых насосов и воздушных отопительных систем мощностью до 100 кВт компенсируются в более высоком размере – 0,9-11,4 тыс. евро. Следует отметить, что в ряде случаев размер данных субсидий может быть увеличен.
Что касается более крупных теплоэнергетических объектов и оборудования, использующего солнечную энергию, тепловую энергию земли, биомассу, то подобные компенсации могут составить до 30% первоначальных капитальных затрат.
Для осуществления намеченной модернизации отрасли потребуются значительные капиталовложения, которые, согласно “EEWarmeG – 2012”, в 2009 – 2012 гг. оцениваются в 500 млн. евро в год, однако в реальности государственные расходы были существенно ниже: в 2009 г. – 300 млн., в 2010 г. – 300 млн., в 2011 г. – около 342 млн. В стране при реализации мер поддержки компаний сектора ВИЭ основной акцент делается на предприятия малого и среднего бизнеса, поскольку считается, что крупный бизнес имеет доступ к необходимым ресурсам и может самостоятельно определять приоритеты своего развития.
В ФРГ около половины потребления первичной энергии приходится на сферу теплоснабжения, при этом примерно 50% тепловой энергии расходуется на нужды отопления в секторе недвижимости, 30% – в промышленности и около 15% – в сегменте горячего водоснабжения частных домовладений. Таким образом, на долю частных хозяйств традиционно приходится до 25% суммарного потребления тепловой энергии (в данном секторе спрос на тепловую энергию в 8 раз превышает аналогичный показатель для электроэнергии).
В 2009 г. в частном секторе структура потребления тепловой энергии по видам энергоносителей была следующей: газ – 44,7%, мазут и нефтепродукты – 27,7%, ВИЭ – 10,7%, тепловая энергия централизованных систем – 7,7%, электроэнергия – 7%, бурый уголь – 1,9%, каменный уголь – 0,3%.
В свою очередь, в структуре потребления ВИЭ – тепловой энергии преобладала твердая биомасса – 76%, за ней с большим отрывом следовали такие ВИЭ и условно возобновляемые источники энергии, как (доля в суммарном потреблении ВИЭ – тепловой энергии, %): биогаз и горючий газ, полученный из жидких коммунальных отходов и захоронений ТБО, – 8,9, жидкое биотопливо – 4,7, солнечная энергия – 4,1, тепловая энергия земли – 4,4.
В секторе частных домовладений хорошо продуманная германская система стимулирования внедрения новых решений продемонстрировала эффективность в сегменте конечных потребителей. Согласно данным научного Центра солнечной энергетики и водородных энергоносителей земли Баден-Вюртемберг (“Zentrum fur Sonnenenergie- und Wasserstoff – Forschung Baden – Wurttemberg” – “ZSW”), в 2009 г. примерно 4 млн. частных домовладений использовали теплоэнергетическое оборудование на базе ВИЭ, что позволило им снизить соответствующие затраты в среднем на 600 евро в год благодаря сокращению потребления углеводородных энергоносителей. Аналитики национального Агентства по возобновляемой энергетике (“Agentur fur erneuerbare Energien”) полагают, что дальнейшее поступательное развитие данного сектора может позволить к 2020 г. увеличить до 14% долю ВИЭ в производстве тепловой энергии (в 2009 г. – 8,8%).
Национальная специфика спроса на тепловую энергию указывает на то обстоятельство, что в среднесрочной перспективе для снижения ее потребления необходимо принимать меры в первую очередь в сфере энергоэффективности (ключевым решением является повышение КПД теплового оборудования), а также снижать энергетические потери. В теплоэнергетике имеется значительный соответствующий потенциал. К 2011 г. в жилом секторе функционировало около 18 млн. автономных отопительных систем, из них примерно 12% были установлены после 2000 г. и соответствовали современным стандартам.
В 2000-х годах внутренний спрос на энергоэффективное и экологичное теплоэнергетическое оборудование, в том числе установки, использующие ВИЭ, стабильно увеличивался и в 2008 г. достиг максимального значения, а затем снизился из-за негативного влияния глобального финансово-экономического кризиса. Тем не менее сужение данного рынка не было критичным, поскольку в дальнейшем, в том числе и в 2010 г., потребление данной продукции оставалось на докризисном уровне и не уменьшилось ниже соответствующего уровня 2007 г. В 2011 г. продажи современного теплового оборудования начали расти, что в немалой степени было обусловлено нестабильностью цен на ископаемое топливо.
В секторе строительства ожидается резкий рост внедрения современных материалов и технологий, которые позволят снизить примерно на 30% энергопотребление новых объектов недвижимости, при этом до 40% потребленной ими тепловой энергии могут быть получены на базе ВИЭ. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)