На современном этапе технического развития потенциал солнечной энергетики Германии оценивается в 120 ГВт пиковой мощности. По состоянию на конец 2011 г. суммарная установленная мощность фотогальванического оборудования составила примерно 17 ГВт (в пиковом режиме). В ближайшие несколько лет, по оценке экспертов “Gtai”, темпы прироста данного показателя могут составить 4-6 ГВт (в 2010 г. – 7,4 ГВт).
Правительство ФРГ традиционно усиленно поддерживает солнечную энергетику и в долгосрочной перспективе (к 2020 г.) намерено увеличить до 52 ГВт суммарную пиковую (максимально возможную) мощность национальных фотогальванических устройств (ФГУ). В структуре выработки электроэнергии это позволит увеличить долю солнечной энергии (световой) до 10% (в 2010 г. – примерно 2%).
По мнению ряда аналитиков, уже к 2013 г. солнечная энергетика ФРГ может достичь так называемого сетевого паритета, что означает выравнивание стоимости электроэнергии, выработанной на крупных энергетических объектах, и аналогичного показателя для частных ФГУ. Данные прогнозы основываются на следующих основных обобщениях. Во-первых, это дальнейший рост цен на ископаемое топливо, во-вторых – стабильное удешевление соответствующих материалов и технологий, в-третьих – изменение национальной структуры потребления первичной энергии в целом и электроэнергии, в частности, ввиду, например, расширения автопарка электромобилей, отказа от использования электрических приборов для выработки тепловой энергии и по другим причинам.
Согласно национальному закону о возобновляемой энергетике “EEG”, по размеру компенсационных выплат данный сегмент находится в режиме наибольшего благоприятствования по сравнению с другими видами ВИЭ (на начальном этапе эксплуатации ФГУ возмещение составляет 21,11-28,74 е. ц./кВт-ч), при этом период выплаты компенсации может достигать 20 лет.
Для инвесторов данный фактор зачастую являлся определяющим при выборе типа ВИЭ-проекта, поэтому в отрасль было привлечено значительное количество капиталовложений. Достижение сетевого паритета и неминуемое снижение уровня государственной поддержки сектора может повлечь, соответственно, сокращение поступлений инвестиций в отрасль, что, вероятно, негативно отразится на темпах ее дальнейшего развития. Следует отметить, что в 2012 г. “EEG” исполнится 12 лет. Данный нормативный акт является примером успешного регулирования и стимулирования сферы ВИЭ.
С другой стороны, возможное уменьшение ставки компенсационных выплат станет дисциплинирующим фактором для потенциальных покупателей ФГУ, которые будут стремиться приобрести оборудование минимально необходимой мощности и в дальнейшем четко контролировать и оптимизировать свои энергозатраты. Это может придать новый импульс и производителям, поскольку рынок будет заинтересован в неуклонном повышении качества и уровня стандартизации оборудования с целью продления сроков эксплуатации ФГУ и сокращения нормативов по их ремонту и техническому обслуживанию, привлечении новейших энергосберегающих и экологичных технологий, а также развитии сферы услуг (в том числе на стыке отраслей и сфер деятельности).
В 2010 г. на долю частного сектора приходилось примерно 36% национальной суммарной установленной мощности ФГУ (в 2009 г. – 31,8%), а в 2011 г., несмотря на кризисные явления в объединенной Европе, данный показатель имел ярко выраженную тенденцию к росту.
В 2009-2013 гг. накопленные инвестиции в сектор НИОКР отрасли могут достичь 1 млрд. евро, а к 2015 г. – 4 млрд. Германские специалисты и ученые акцентируют усилия на таких сегментах научных исследований, как технологии аккумулирования электроэнергии, высокоэффективные солнечные модули и системные решения, а также энергосберегающие “ноу-хау” и интеллектуальные сети. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)