Вице-президент “Транснефти” Михаил Барков сообщил о контактах с чешскими и немецкими фирмами для поисков источников финансирования трубопровода, который должен соединить на территории Германии и Чехии северную и южную ветки нефтепровода “Дружба”. “Проект по постройке перемычки между северной и южной ветками “Дружбы” обсуждается чешской и немецкой сторонами. Мы участвуем в этих переговорах”, – заявил он.

Предлагается построить новый участок трубопровода длиной около 300 км и стоимостью в 2,5-3 млрд. евро. Сейчас нефтепровод “Дружба” разделяется в Беларуси на две ветки. Одна, северная, идет в направлении Польши и далее в Германию, а южная – через Украину – поставляет российскую нефть в Словакию, Чехию и Венгрию.

Собственно говоря, смутная информация о подобном развитии событий появлялась еще летом 2011 г. Тогда россияне предложили чешской трубопроводной компании “МЕРО ЧР” рассмотреть несколько вариантов. Официально это звучало довольно сдержанно: “Обсуждение вопросов транспортировки нефти по нефтепроводу “Дружба”, в т. ч. в области обеспечения стабильности поставок российской нефти в направлении Чешской Республики”.

Однако чехи вежливо спустили вопрос на тормозах. Что и было зафиксировано вежливой фразой “компании обменялись мнениями о возможных путях развития систем магистральных нефтепроводов Европы и аспектах двустороннего сотрудничества в сфере транспортировки нефти”.

Насколько известно, с тех пор никаких особых подвижек в позиции Праги не произошло. Да и анонс нынешнего “немецко-чешского” проекта сразу оброс целым рядом оговорок. По словам вице-президента “Транснефти” Михаила Баркова, компания рассматривает для себя возможность участия лишь в качестве подрядной строительной организации. И дипломатично отмечает, что “вопросы строительства нефтепроводов за пределами РФ не входят в компетенцию компании”.

Кстати говоря, строительства этой трубы нет и в планах “Транснефти” до 2020 г. К тому же строить предполагают именно за счет западных компаний, которым потом и будет принадлежать данный трубопровод. Насколько страны ЕС заинтересованы в усилении монополизации уровня поставок в Евросоюз, вопрос не самый простой для Москвы. До сих пор европейцы этому откровенно противодействовали.

В итоге в последние годы основные усилия Россия направляла на развитие второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) и тихое, но уверенное выкручивание рук попавшим в жесткий финансовый кризис белорусам в вопросах приватизации местного участка трубы. Причем небезуспешно. В Минске сейчас готовят список предприятий для приватизации, и в нем ожидается появление “Дружбы”. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко считает, что с вводом в действие обходящих территорию Беларуси транзитных нефтепроводов трубу надо продавать: “Эта труба уже не новая, а нам надо учитывать, что есть БТС, БТС-2. Нам нужно думать, как эффективно использовать существующие мощности”. По словам Семашко, с 2008 г. “стоит наша труба, идущая на Новополоцк. Там мощности где-то 37 млн. т в год, а сегодня идет только нефть на Новополоцкий НПЗ (“Нафтан”). Это тоже не дело”.

Впрочем, вопрос еще не вполне решен. “Всякие идут переговоры. Безусловно, есть разные мысли, могут быть разные покупатели, и не только российские. Пока серьезной проработки нет. Но я думаю, что это – вопрос времени”, – отметил первый вице-премьер Беларуси.

Основными претендентами все же являются россияне. Тем более, похоже, и сам “Нафтан” вскоре перейдет под российский контроль. По данным белорусских экспертов, контрольный пакет компании будет заложен под кредит одного из российских госбанков.

Но “Транснефть” больше интересует в Беларуси южная ветка, а точнее – республиканское унитарное предприятие “Гомельтранснефть “Дружба”. Гомельская система трубопроводов прокачивает около 70 млн. т нефти в год. Сейчас она еще находится в перечне стратегических объектов, не подлежащих приватизации. Но, как помнится, в этом же списке находился и уже проданный “Белтрансгаз”.

Пока Москва подминает под себя имущество соседей, украинский участок трубы в последние годы уверенно осушают. По данным Кабмина, с 2007 г. по 2011 г. украинский транзит упал более чем вдвое – с 39,8 млн. до 17,8 млн. т.

В какой-то мере на ситуацию повлиял и корпоративный конфликт вокруг Кременчугского НПЗ (“Укртатнафта”) между группой Приват и “Татнефтью”, который привел как к прекращению поставок нефти на завод, так и к исчезновению в прошлом году российского нефтетранзита по Приднепровской системе магистральных трубопроводов. Кстати, на одном из концов приднепровской трубы уж почти полтора года стоит (по непрерывно меняющимся поводам) принадлежащий российскому “Лукойлу” Одесский НПЗ. Его уже больше года обещают запустить в “ближайшее время”. Теперь это “ближайшее время” – конец текущего квартала. Между тем простой Одесского НПЗ – это примерно 2-3 млн. т недопоставленной по трубе нефти в год.

Хотя роль конфликта в этом процессе не стоит абсолютизировать. Курс на максимальный обход украинской территории трубами (как нефтяными, так и газовыми) Россия четко взяла сразу после прихода к власти Владимира Путина.

Уже в 2000-2001 гг. был аврально построен обходящий восток Украины 250-километровый нефтепровод Суходольная – Родионовка. Ранее эта нефть шла на Новороссийск через Луганскую область. Введение в эксплуатацию этого трубопровода привело к сокращению транзита нефти через Украину на 26 млн. т в год.

Обходящих газопроводов построили еще больше. Это и труба через Беларусь, и “Северный поток”, проложенный по дну Балтийского моря на несколько лет позже и вдвое дороже, чем рассчитывали, и трубопровод через Черное море в Турцию (“Голубой поток”).

В 2007 г. для снабжения юга России был без особого шума запущен и обходящий все ту же Луганщину газопровод Сохрановка – Октябрьская. “Нафтогаз Украины” тогда заявлял о потере почти 10 млрд. куб. м транзита газа в год. Впрочем, этот трубопровод, по расчетам экономистов, убыточен и для самой России – затраты на его эксплуатацию превышают сэкономленные платежи Украине. Заодно ввели в эксплуатацию и небольшой газопровод Суджа – Глушково, обеспечивший прямое снабжение (минуя Украину) двух приграничных районов Курской области (не потому ли газовые плиты в курске такие дорогие ?).

Однако за пределами СНГ, за исключением “Северного” и “Голубого” потоков, обходные проекты зависли. Широко рекламировавшийся проект строительства газопровода через Польшу – Брест – Велке Капушаны (Словакия) тихо “испарился”.

Провалился и проект строительства 280-километрового нефтепровода от болгарского Бургаса в Александропулос (Греция) для транспортировки нефти в обход черноморских проливов: в декабре прошлого года София заявила о выходе из него. В ответ “Транснефть” пообещала обойти и саму Болгарию.

Интересно, что среди реальных проектов, упоминавшихся россиянами, – не только турецкие Самсун – Джейхан или Трансфракийский проект, но и румынский Констанца – Триест и многострадальный нефтепровод Одесса – Броды – Плоцк. Приятно все-таки, что “Транснефть” в него все еще верит.

А пока Украине ненавязчиво намекают, как нехорошо искать другие источники ресурсов. К примеру, качать ту же азербайджанскую нефть. Да и, в общем, любую другую, кроме российской.

Хотя в целом заявления больше похожи не на реальный план, а на испытание нервов. Однако полагаться только на это не стоит. Украинским дипломатам и экспертам стоит проработать вопрос. И так вопросы экономической безопасности страны слишком часто пускают на самотек. Тем более что российской нефти на всех не хватит. Уже сейчас мощностей по ее транспортировке (имеющихся и ожидаемых в ближайшие три-четыре года) больше, чем РФ может добыть и экспортировать. (Зеркало недели. Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)