Российская компания “ТНК-ВР” приняла решение остановить переработку нефти на Лисичанском НПЗ, одном из двух крупнейших в Украине. Завод фактически стал жертвой президентской избирательной кампании Владимира Путина, сопровождающейся жестким административным давлением на топливный рынок в России. А ведь именно на этот рынок ориентировался в последнее время “ЛиНИК”.
В текущем году в России на 29-32% выросли акцизы на нефтепродукты
В текущем году в России на 29-32% выросли акцизы на нефтепродукты. Но параллельно власти убедительно попросили нефтяников удерживать декабрьский уровень цен, несмотря на увеличение фискальной нагрузки и вопреки тенденциям на мировых рынках, где цены на нефть за два последних месяца подскочили более чем на 10%. Отказать премьеру (и без пяти минут опять президенту) российские НПЗ не посмели. А в феврале он выступил с еще одной инициативой. Согласно заявлению Владимира Путина бензин и дизтопливо под посевную будет продаваться российским крестьянам в этом году с 30% скидкой от оптовых цен, сложившихся на конец декабря 2012 г. Нефтяники снова, скрепя сердце, “взяли под козырек”, хотя их суммарные убытки от путинских рацпредложений могут составить до $1 млрд.
В списке главных потерпевших ТНК-ВР стоит на третьем месте, после “Роснефти” и “ЛУКойла”. Чтобы минимизировать потери, компания и решилась на закрытие Лисичанского НПЗ. Пока это называется досрочным ремонтом. По плану он должен был проводиться на предприятии не раньше осени. Однако достаточно высока вероятность того, что после утихания избирательных страстей в России “ЛиНИК” завершит свой “политический” ремонт и вернется к нормальной работе. Пока же в дирекции НПЗ подсчитывают, как с минимальными затратами продержать технику на холостом ходу, т. е. в течение месяца просто погонять по колоннам дизельную фракцию, ничего не производя, но и не давая сере разъедать трубы.
Иными словами, “танкисты” готовятся пересидеть смутное время. Свертывая работу своего украинского завода, они никак не раздражают российскую власть, но при этом временно уменьшают свою долю на российском рынке горючего, сокращая таким образом и финансовые потери от реализации там топлива по невыгодным ценам. При этом в ТНК-ВР не упускают случая, чтобы под соусом остановки “ЛиНИКа” в очередной раз попробовать выпросить преференции у официального Киева.
“С марта самый молодой и технически оснащенный НПЗ в Украине остановится, – подтвердил 28 февраля на Украинском энергетическом форуме, прошедшем под эгидой Института Адама Смита, глава наблюдательного совета “ЛиНИКа” и президент “ТНК-ВР” в Украине Дидье Казимиро. – Мы восстановим поставки нефти на завод, когда нефтепереработка станет выгодной. Маржа не должна уходить в минус”. Д. Казимиро уточнил, что поставка нефти на завод прекращается с 1 марта, но еще примерно две декады он будет работать на остатках запасов. Однако чтобы возобновить работу “ЛиНИКа” в полномасштабном режиме, по мнению топ-менеджера “ТНК-ВР”, нужна государственная поддержка. Ее он усматривает, в частности, в отмене НДС для нефтепереработки в Украине по всей цепочке (и на ввозимую нефть, и на изготовленные нефтепродукты), в установлении квот на импорт топлив, в конце концов, во вступлении Украины в Таможенный союз СНГ (чтобы унифицировать базу налогообложения с российской и белорусской).
Значение Лисичанского НПЗ для украинского рынка не настолько велико
Впрочем, сегодня значение Лисичанского НПЗ для украинского рынка не настолько велико, чтобы диктовать на нем свои условия. Точнее будет сказать, что “ЛиНИК” отечественный рынок уже потерял. Но случилось это отнюдь не сейчас, а год-два назад. Если посмотреть на статистику топливных поставок, то видно, что в прошлом году доля лисичанских топлив на украинском рынке сократилась с 20% до 14% и продолжает уменьшаться. А сам завод около 70% продукции, изготовленной в прошлом году, отправил на экспорт – преимущественно в Россию, но не только. О том, что ниша “ЛиНИКа” легко заполняема, свидетельствует и тот факт, что осенью прошлого года лисичанские бензины вообще не отгружались на свободный рынок в Украине, а дизтопливо отгружалось в мизерных объемах. Однако потребитель отсутствие этого ресурса даже не ощутил.
Или взять к примеру период мая-июня 2011 г., когда “ЛиНИК” также остановили на ремонт (и также частично по политическим, а не технологическим причинам), но прогнозированный дефицит топлива на внутреннем рынке так и не грянул. Украинское розничное подразделение “ТНК-ВР” – “ТНК-ВР Коммерс” – само оперативно переориентировалось на поставку в страну импортных (в основном белорусских) нефтепродуктов. Подобным путем розничная сеть “танкистов” пойдет и сейчас. Тем более, если остановка “ЛиНИКа” затянется.
Как считают эксперты аналитического агентства Argus, для “ТНК-ВР Коммерс” переквалификация в импортера экономически даже целесообразна. Ей весьма выгодно ввозить в Украину бензины, выпущенные Мозырским НПЗ, где “ТНК-ВР” перерабатывает около 50% отправляемой на экспорт нефти. Показателен и тот факт, что в январе текущего года именно “ТНК-ВР Коммерс” была лидером по импорту в Украину литовского дизтоплива. Иными словами, с коммерческой точки зрения “ТНК-ВР Коммерс” не очень-то и горит желанием продавать лисичанское топливо в Украине. Однако заявить об этом вслух она не может. Ведь тогда придется признать, что лисичанское топливо слабоконкурентно на украинском рынке, а причины кроются в недостаточно современных технологиях и в географическом положении завода.
Беда “ЛиНИКа” в том, что его топливо уступает продукции белорусских и других, более западных, НПЗ по качеству, а продукции главного украинского конкурента – кременчугской “Укртатнафты” – по логистической составляющей. “Укртатнафта” расположена гораздо ближе и к источникам сырья, и к основным очагам сбыта, что сказывается на разнице в транспортных расходах переработчиков. К примеру, расстояние от Лисичанска до Киева в 2 раза длиннее, чем от Кременчуга, и чуть ли не в 4 раза длиннее, чем от белорусского Мозыря. Переместить “ЛиНИК” поближе к регионам наиболее высокого спроса на топливо в Украине не смогут никакие государственные дотации. Может, не стоит и пытаться, когда есть альтернативные варианты.
Спасительный толлинг
В прошлом году лисичанские нефтепродукты пользовались стабильным спросом и хорошей репутацией на рынках запада и юго-запада РФ. Там ситуация кардинально иная, чем в Украине. В этих регионах качество топлив “ЛиНИКа” в целом выше, чем в среднем по рынку. И это гарантирует украинскому производителю бодрый сбыт. Другое дело, что заработать свою дополнительную премию за качество “ТНК-ВР” не может из-за сильной зарегулированности российского рынка. Но это уже внутренняя проблема соседней страны. Еще один источник обид – граница. Ее пересечение неминуемо связано с дополнительными логистическими затратами, съедающими часть возможной прибыли. Даже в том случае, если “ТНК-ВР” применяет в отношениях с “ЛиНИКом” толлинговые схемы, как это практикуется в последнее время.
Идея толлинга проста и незамысловата: материнская компания поставляет в Лисичанск нефтяное сырье, а все изготовленные из него продукты забирает себе. Таким образом, завод ничего не имеет от реализации, получая исключительно плату за использование своих производственных мощностей. Конечно, для завода это не самый выгодный режим, но в корпоративных масштабах всей “ТНК-ВР” игра стоит свеч. То, что недополучает ее украинский актив, оборачивается дополнительной толикой денег для компании в целом (за 2011 г. “ТНК-ВР” задекларировала рекордную прибыль в $9 млрд.). Поэтому нарекания представителей “ТНК-ВР”, что им приходится содержать Лисичанский НПЗ чуть ли не как нахлебника, не совсем корректны. Тем более что и толлинговая схема оставляла завод с небольшим наваром.
По крайней мере, за первых 9 месяцев 2011 г. он получил около $17 млн. чистой прибыли. Правда, по итогам года оказалось, что на “ЛиНИКе” висит $23 млн. убытков. Но раз четвертый квартал был настолько удручающим, что перечеркнул все заработанное ранее, то почему хозяева Лисичанского НПЗ остановили завод только сейчас, а не тогда? Наоборот, в октябре-декабре 2011 г. они наращивали поставку давальческой нефти на завод. За указанный период по толлингу через Лисичанск прошел едва ли не 1 млн. т нефти, что больше, чем в любой из трех предыдущих кварталов. Возможно, материнская компания просто урезала своему украинскому заводу размер вознаграждения за предоставленные услуги по переработке.
В целом в прошлом году на условиях толлинга на Лисичанском НПЗ было переработано около 70% всей поставленной нефти, то есть где-то 3,5 млн. т из 4,9 млн. т общего объема поступлений. Причем завод даже несколько увеличил объемы переработки – на 2% против показателей предыдущего года. Сами поставки сырья на завод выросли еще значительнее – на 6,5%. Судя по приведенным выше цифрам, слухи об убыточности “ЛиНИКа” сильно преувеличены. По сравнению с прошлым годом, условия работы завода в Украине (плохи они или хороши) не изменились, а значит, причина нынешней остановки Лисичанского НПЗ лежит в плоскости внутрироссийских политико-экономических тонкостей.
Два пути
Поэтому можно выдвинуть два варианта дальнейшего будущего этого предприятия. Более вероятный: пересидев сложные времена, в апреле-мае “ТНК-ВР” снова запустит “ЛиНИК” в нормальный режим. Во-первых, компании нужно куда-то девать те 350 тыс. т нефти (в среднем), которая она до сих пор поставляла в Лисичанск. Беларусь больше сырья уже принять не способна. Можно, конечно, увеличить загрузку принадлежащих “танкистам” Саратовского и Рязанского НПЗ, но и для них это чересчур много. К тому же второй в нынешнем году еще ждет реконструкция гидроочистки дизтоплива, что будет сопровождаться остановкой производства ориентировочно на месяц-два. А резкий рост поставок нефти “ТНК-ВР” на внутренний рынок может привести к падению нефтяных цен внутри России, что и для нее самой не очень выгодно, и вызовет нарекания других нефтяников. Наконец, в апреле-мае наладится морская навигация, и “ЛиНИК” сможет активно участвовать в экспортной схеме, которую его хозяева опробовали в декабре-январе. В частности, почти все произведенное по толлингу ДТ Лисичанский НПЗ отправил на рынки третьих стран через Феодосийский порт, хотя формально оно ушло к давальцу в Россию.
Второй вариант: “ТНК-ВР” продолжит использовать закрытие своего лисичанского завода для давления на правительство в Киеве с целью добиться определенных льгот на украинском топливном рынке, то ли в виде налоговых льгот, то ли в виде закрытия границ для конкурентных импортных топлив. Но подобная тактика может саму компанию завести в тупик. Ведь чем дольше будет стоять “ЛиНИК”, тем четче у всех трейдеров, да и у властей, будет формироваться понимание, что рынок может обойтись без лисичанской продукции. Особенно если он спокойно и без срывов переживет нынешнюю посевную при остановившемся “ЛиНИКе”. А пережить ее в штатном режиме абсолютно реально.
По словам директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, опасений по поводу ресурсной недостаточности на украинском рынке топлив сегодня не существует. Сама компания “ТНК-ВР Коммерс” стала одним из крупнейших импортеров нефтепродуктов в Украине и останется таковой в текущем году. Сегодня она постепенно замещает долю “ЛиНИКа” топливом литовского, белорусского и российского производства и при необходимости сможет нарастить поставки в разы. В противном случае за нее это сделают другие. (МинПром/Энергетика Украины, СНГ, мира)