Условия приватизации угледобывающих активов отражают не столько интересы государства и отрасли, сколько приближенных к власти потенциальных инвесторов.

В середине марта Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий”. Документ был разработан специалистами Министерства энергетики и угольной промышленности в ходе выполнения Программы экономических реформ на 2010-2014 гг. “Богатое общество, кункурентоспособная экономика, эффективное государство”, утвержденной указом президента Виктора Януковича в апреле 2011 г.

Авторы законопроекта считают, что принятие документа, во-первых, создаст возможности привлечения инвестиций для модернизации отрасли, во-вторых – повысит роль углепрома в обеспечении энергетической безопасности государства и стабильности работы отечественного металлургического комплекса и, в-третьих – улучшит конкурентоспособность украинского угля на внутреннем и внешнем рынках.

Нынешняя попытка реформирования углепрома началась еще в июне 2010 г., когда правительство впервые представило упомянутую выше программу реформ, в которой один из разделов посвящен угольной отрасли. Впоследствии специалисты тогдашнего Минуглепрома разработали специальную программу реформирования отрасли, записав в ней в качестве главного направления преобразований приватизацию перспективных госшахт и ликвидацию бесперспективных.

С появлением Минэнергоугля и сменой руководства отрасли в планах реформ произошли существенные изменения. В начале мая 2011 г. специалисты министерства разделили все подведомственные угледобывающие активы на четыре группы. В первую вошли инвестиционно привлекательные предприятия, которые должны быть приватизированы. Во вторую – шахты, которые могут развиваться в условиях государственно-частного партнерства. В третью – предприятия, которые должны остаться в госсобственности. И в четвертую – шахты, подлежащие ликвидации.

Тогда же руководство Минэнергоугля заявило о том, что приватизация угледобывающих предприятий приостановлена, а планы по продаже инвестиционно привлекательных шахт, по сути, отменены. Наряду с этим в министерстве подготовили и подали на рассмотрение Кабмина проект закона “Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности”. А уже в начале июля законопроект был принят парламентом.

Как напоминает руководитель проектов Kreston GCG Александр Куксин, в начале февраля нынешнего года Кабмин утвердил перечень из 87 госшахт, согласно которому 81 из них будет предоставлена в концессию. “При этом очень велика вероятность того, что передача этих активов в концессию окажется не более чем переходным моментом к их последующей приватизации”, – говорит эксперт.

До недавнего времени власти колебались в предпочтениях формы преобразований в углепроме – приватизации или концессии. “Это обусловлено тем, – поясняет старший аналитик “Арт Капитала” Дмитрий Ленда, – что государству выгоднее продать некачественные активы, а привлекательные передать в концессию. Потенциальный инвестор же, наоборот, заинтересован в покупке перспективных активов и получении на условиях концессии менее качественных”.

Ныне власти наконец определились с распределением активов по категориям. Об этом свидетельствует появление списка шахт, подлежащих передаче в концессию, а также начало прохождения через парламент законопроекта о приватизации угледобывающих предприятий. “Однако, – предполагает Ленда, – характер разделения угольных активов на эти две группы отражает не столько интересы государства и отрасли, сколько интересы приближенных к власти потенциальных инвесторов”.

Таким образом, несмотря на многолетнюю предысторию, реформа углепрома фактически стартует только сейчас. Эксперты объясняют это как отсутствием политической воли у представителей предыдущей власти, так и назревшей ныне экономической необходимостью. “Сегодня отрасль оказалась в плачевном состоянии: госпредприятия по определению не могут не работать в убыток, аварийность катастрофически растет, а добыча угля, наоборот, ежегодно сокращается. Ее общая потребность в инвестициях, по разным оценкам, колеблется на уровне 100 млрд. грн. И поскольку государство по ряду причин не способно выделить такие средства, обеспечить их приток сможет только появление частного инвестора”, – говорит Куксин.

Сейчас в Украине из 209 действующих угольных шахт 167 находятся в госсобственности. При этом из всех госпредприятий, добывающих коксующийся уголь, убыточными являются примерно 80%, добывающих энергетический уголь – свыше 90%. Понятно, что положение дел в госсекторе углепрома действительно критическое и требует срочного принятия мер.

Законопроект “Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий” призван завершить формирование законодательства, начатое принятием Закона “Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности”. Согласно его нормам принадлежащие ныне государству угледобывающие предприятия, шахты и шахтоуправления, разрезы, а также – акции в уставных капиталах акционерных обществ, созданных в процессе корпоратизации или приватизации, могут быть приватизированы. Продаже подлежат все госдоли в угледобывающих активах без закрепления в госсобственности тех или иных ее частей.

Проект закона предусматривает две основные формы приватизации: аукцион и инвестиционный конкурс. Государство может трижды пытаться продать тот или иной объект на аукционе, снижая цену при повторной попытке на 30%, а при третьей – на 50%. Если объект не удастся продать и с третьего раза – он будет выставлен на инвестконкурс.

Суть этой формы приватизации заключается в том, что здесь победителем будет признан претендент, который предложит наибольшую сумму инвестиций в соответствии с бизнес-планом или технико-экономическим обоснованием. Поэтому для участия в конкурсе от потенциальных инвесторов требуется представление проекта развития приватизируемого объекта. После этого все допущенные претенденты должны будут подать инвестпредложения и, конечно, подтверждающие документы.

Как считают эксперты, среди нынешних игроков угольного рынка вряд ли можно выделить потенциальных концессионеров или покупателей. Разумеется, заинтересованная в том или ином активе компания будет стремиться получить над ним контроль в любой форме. Однако лидеров рынка будут больше всего интересовать именно госшахты, предназначенные для передачи в концессию. (Укррудпром/Энергетика Украины, СНГ, мира)