В октябре 2010 г. правительство Германии утвердило стратегию деятельности в нефтегазовой сфере, разработанную Федеральным министерством экономики и технологий. В указанном документе определен комплекс мер, направленных на повышение энергобезопасности ФРГ, как на национальном уровне, так и в рамках Евросоюза, которые намечены на ближайшие несколько лет и долгосрочную перспективу.
В стратегии указано, что в последние несколько лет зависимость Германии от импорта энергоносителей увеличилась и составляет (% суммарного импорта): по нефти – 97, по природному газу – 84 (доля России – 30,8% и 36% соответственно). Правительство страны полагает, что средняя цена нефти в $70/барр. является недопустимо высокой для экономики ФРГ, однако авторы доклада признают, что Германия не имеет реальных инструментов воздействия на порядок формирования цен на энергоносители на мировом рынке. При этом увеличение спроса на углеводороды со стороны Китая и Индии оказывает повышательное воздействие на мировые цены нефти.
Кроме того, до 2030 г. инвестиции в мировой нефтегазовый сектор могут составить около $8,2 трлн., что является значительной суммой, при этом около 2/3 данных капиталовложений будут необходимы только для поддержания существующего в настоящее время уровня добычи углеводородных ресурсов. По расчетам германских экспертов, ситуация усугубляется тем, что около 85% мировой добычи нефти производится государственными компаниями или концернами, имеющими значительную долю государства в акционерном капитале. При этом примерно 70% мировых запасов нефти и природного газа находятся в странах с “повышенными политическими рисками”.
В связи с данными обстоятельствами правительство ФРГ придает большое значение развитию экономических и политических отношений со странами-производителями энергоресурсов. При этом в качестве основной цели декларируется открытие рынков, повышение их прозрачности и обеспечение действия правовых норм. Правительство Германии считает, что страны-импортеры нефти и газа должны получить прямой доступ к добыче полезных ископаемых на территориях стран-поставщиков.
Одной из главных мер по обеспечению энергетической безопасности Германии является развитие стратегического партнерства с Россией крупнейшим поставщиком энергоносителей в ФРГ. Германия, в свою очередь, выступает в качестве основного потребителя российских углеводородов. Заключенные до 2030 г. долгосрочные контракты гарантируют обеспечение значительной части потребности Германии в нефти и газе. На данном направлении ФРГ планирует развивать сотрудничество, используя (помимо политико-экономических механизмов) углубление кооперации на уровне компаний энергетического сектора. При этом ФРГ намерена активно работать над получением прямого доступа германских концернов к добыче ресурсов на российских месторождениях. В качестве ответной меры российская сторона, по оценке авторов документа, ожидает получить возможность непосредственного участия в реализации энергоресурсов на национальном энергетическом рынке. Примером подобного сотрудничества в документе названа германская компания “Wingas”, в уставном капитале которой доля германского концерна “Wintershall” составляет 51%, а российского “Газпрома” – 49%.
ФРГ намерена также развивать стратегическое партнерство с Азербайджаном, Туркменией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной и Беларусью. С указанными государствами предполагается проводить “интенсивные переговоры” на правительственном, экспертном и других уровнях. Кроме того, ФРГ считает необходимым проводить дальнейшую работу по созданию энергетического коридора Каспийский регион Европа.
Правительство ФРГ намерено продолжить развитие стратегических отношений в сфере энергоснабжения с Норвегией, где германские компании участвуют в добыче газа и нефти на месторождениях Snohvit и Snorre.
В 2008 г. были подписаны также двусторонние соглашения о сотрудничестве в вопросах энергетики с Нигерией и Бразилией. В правительственной концепции ФРГ указывается, что Украина имеет ключевое значение в качестве транзитной страны для российских энергоносителей на пути в Германию и Евросоюз. В связи с данным обстоятельством правительство ФРГ намерено активно работать над созданием механизмов раннего предупреждения, позволяющих своевременно реагировать на потенциальные угрозы прекращения транспортировки энергоносителей через украинскую территорию. В перспективе германская сторона предполагает включить Украину в Южноевропейский энергетический союз, где будут действовать единые для ЕС нормы и правила в сфере энергетики. Правительство Германии намерено активно разрабатывать и внедрять на национальном уровне и в рамках ЕС новые информационные системы, позволяющие повысить уровень осведомленности стран-членов ЕС о запасах, производстве и использовании энергоресурсов, размещенных на территории стран Евросоюза.
В связи с необходимостью диверсификации источников и путей доставки энергоносителей в Европу правительство ФРГ предполагает проводить переговоры с такими странами, как Россия, Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Украина, Беларусь, Болгария, Румыния, Китай, Индия, Бразилия, при этом ведущая роль в переговорном процессе будет отведена Министерству иностранных дел Германии, ведомству федерального канцлера и федеральному Министерству экономики и технологий.
Правительство Германии предполагает также оказывать непосредственную помощь национальным энергетическим компаниям в их усилиях по достижению доступа к месторождениям углеводородов за рубежом.
Важным элементом диверсификации поставок энергоносителей правительство страны считает развитие инфраструктуры для переработки СПГ, транспортировка которого осуществляется морскими судами. Данные меры позволят найти новых поставщиков для Европы, в частности, из Катара и Нигерии. Кроме того, необходимо реализовать проекты увеличения вместимости газо- и нефтехранилищ. В настоящее время в ФРГ нефтехранилища вмещают около 11 млн. т нефти и 10 млн. т нефтепродуктов и позволяют обеспечить потребности страны в данном виде топлива в течение 90 суток, а действующие 43 ПХГ суммарной мощностью 20 млрд. куб. м рассчитаны на поставку газа потребителям в течение 80 суток.
Германия уделяет значительное внимание проблемам повышения энергоэффективности национальной экономики, необходимости разработки и более широкого внедрения в производство новых энергосберегающих технологий (до 2030 г. на эти цели из федерального бюджета может быть выделено около 2,1 млрд. евро) и возобновляемых источников энергии. Кроме того, правительство ФРГ намерено более широко использовать уголь и увеличить его долю в энергобалансе страны.
Таким образом, правительство Германии предполагает проводить активную политику, направленную на обеспечение энергетической безопасности страны. При этом основное внимание оно планирует уделить диверсификации источников и путей доставки энергоносителей, в том числе и в обход российской территории. Данные шаги Германия намерена осуществить в основном на национальном уровне, при необходимости используя Евросоюз в качестве инструмента для проникновения германских компаний на новые рынки энергоресурсов. Согласно указанному документу, правительство страны одобряет текущие действия Евросоюза по обеспечению энергобезопасности ЕС. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)