В Японию масштабные поставки газа в виде СПГ начали осуществляться одновременно с мировым развитием технологии сжижения природного газа и растущими ценами на нефть, что сделало СПГ конкурентоспособным на внутреннем рынке страны. В 1969 г. в страну было ввезено 182 тыс. т сжиженного газа из США (Аляска, Кенай), а в дальнейшем география импорта расширилась. Бруней начал поставлять СПГ с 1972 г., ОАЭ и Индонезия – с 1977 г., Малайзия, Австралия и Египет – с начала 1980-х годов. В настоящее время, по данным “OGJ”, крупными импортерами СПГ являются следующие государства: Австралия, Алжир, Бруней, Египет, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Россия, Оман, Йемен, Катар, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, ОАЭ и США.
Как следствие доля газа в энергобалансе Японии начала расти и в 2010 г. достигла 17% (в 1975 г. около 1%). На долю нефти приходилось 40%, причем данный энергоноситель потреблялся в основном в транспортном секторе (около 80%).
В конце 1990-х годов в национальной энергетике начала возрастать роль атомной энергии, доля которой в 2010 г. достигла 13% суммарного потребления первичных энергоносителей. Предполагалось, что в долгосрочной перспективе данный показатель увеличится в 2-3 раза, однако трагедия на АЭС “Фукусима-1” может кардинально изменить намеченные планы. Да и в целом события, произошедшие на стыке десятилетий нового века (“сланцевая” революция в США, изменение мировых тенденций в ценообразовании на углеводороды, кризисные явления в глобальной экономике), несомненно, приведут к существенной трансформации парадигмы развития национальной энергетики.
В 2011 г. сокращение атомной генерации было компенсировано в основном расширением ввоза СПГ, однако в долгосрочной перспективе ориентация на данный энергоноситель является сдерживающим фактором для развития экономики ввиду того обстоятельства, что, в отличие от континентальных стран ОЭСР, страна не имеет широких возможностей (как, например, ФРГ) расширить внутреннюю газотранспортную инфраструктуру, а также из-за относительно высокой стоимости СПГ. В 2009-2010 гг. потребление СПГ стабилизировалось вблизи уровня 75 млн. т в год, при этом цены на него (в пересчете на природный газ в свободном состоянии) на внутреннем рынке вдвое превышали аналогичный показатель для Европы и вчетверо – для США; в указанный период наиболее дешевым стал российский СПГ ($8-10/млн. БТЕ).
Следует подчеркнуть, что при ввозе СПГ Япония стремится импортировать газ такого химического состава, чтобы его можно было использовать и в качестве сырья для газохимии. Кроме того, в других странах в разработке месторождений, на базе которых строились заводы СПГ, японские компании всегда стремились войти в долевое участие подобных проектов.
Альтернативой СПГ может стать трубопроводный газ. Впервые идея о поставках российского (советского) трубопроводного газа в Японию обсуждалась еще в 1985 г. в ходе переговоров представителей СССР с руководством компании “SODECO” (“Sakhalin Oil Development Co.”). В то время СССР предложил проложить трубопровод на о. Хоккайдо через пролив Лаперуза, однако план не был реализован.
В дальнейшем рост интереса к газопроводу Сахалин – Япония произошел в конце 1990-х годов и был связан с успешной работой “Exxon Mobil” на месторождениях Одопту и Чайво (проект “Сахалин-2”). В 1998 г. в Японии была организована специальная проектная компания “Japan Pipeline Development and Operation” (“JPDO”), которая провела предпроектные исследования и подготовила предварительное ТЭО. В начале 2000-х годов российская сторона предложила поставлять в Японию не газ, а электроэнергию, для чего предполагалось построить на о. Сахалин необходимые генерирующие мощности. В итоге ни одно из указанных предложений также не было выполнено.
Впоследствии в рамках проекта “Сахалин-1” был построен газопровод до Анивского залива. Наличие этого транспортного коридора дает возможность рассматривать вариант маршрута газопровода пропускной способностью 12-15 млрд. куб. м газа в год из России в Японию через пролив Лаперуза и далее через о. Хоккайдо к входу в Сангарский пролив и затем по территории о. Хонсю по двум веткам до Токио на западе и Ниигата на востоке. Согласно расчетам экспертов США, в данном случае цена трубного газа будет примерно на 40% ниже стоимости СПГ.
Предположительная мощность указанного газопровода может компенсировать снижение производства электроэнергии с использованием АЭС, однако не способна кардинально изменить структуру расходной части энергетического баланса страны. Поэтому Япония все равно вынуждена прорабатывать иные возможности импорта энергоносителей в страну.
Например, имеется предложение ввозить газ не в виде СПГ, а в сжатом виде. Перевозка компримированного природного газа (КПГ) в больших объемах и на значительные расстояния (более 2 тыс. морских миль) затрудняется резким снижением рентабельности по сравнению с транспортировкой газа в сжиженном виде, так как при одинаковом весе перевозимого груза объем компримированного газа меньше, чем СПГ.
В случае организации поставок российского КПГ Япония может использовать действующую СПГ-инфраструктуру (около 20 терминалов, расположенных на побережье вблизи тепловых электростанций), а также перенять опыт США и других стран по перевозке емкостей с КПГ по железной дороге и автомобильным транспортом. Данное решение не потребует модернизации сложившейся инфраструктуры газопроводов, которая представляет собой разрозненные трубопроводы, не имеющие достаточного числа перемычек, и, соответственно, не образующие единую газотранспортную сеть.
В России ресурсной базой подобного проекта могут стать месторождения газа ряда проектов “Сахалин” (1, 2, 3 и т. д.). Кроме того, на внутреннем рынке РФ КПГ можно использовать в качестве моторного топлива, для автономного газоснабжения локальных потребителей, резервирования “пикового” потребления энергоресурсов энергетическими предприятиями, в качестве сырья для газохимических производств. Развитие сферы КПГ также позволит России нарастить соответствующие поставки газа не только в Японию, но и в другие страны региона. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)