В феврале “Газпром” провел День инвестора, в ходе которого было объявлено об изменении части прогнозов на 2012 г. Самая заметная корректировка – в оценках экспорта в Европу. В бюджет 2012 г. концерн закладывал поставки на уровне 164 млрд. куб. м (против 150 млрд. в прошлом году), а средние цены – $442/1000 куб. м (вместо $384). Это дало бы $72,5 млрд. выручки против $58 млрд. в 2011 г.

Новый прогноз, раскрытый в презентации для инвесторов, – 154 млрд. куб. м в среднем по $415/1000 куб. м. При таких показателях выручка от поставок газа в Европу может составить $64 млрд.

Ранее заявленная цифра – 164 млрд. куб. м – будет реальной у “Газпрома” только с учетом других операций в Европе (а не только экспорта из России), следует из презентации. Это традиционно означает трейдинг (продажа и последующая покупка тех же ценных бумаг в расчете на получение прибыли за счет изменения их курсовой стоимости) “дочек” концерна, в основном в Великобритании.

Все оценки предварительные, поскольку с европейскими клиентами продолжаются переговоры о пересмотре контрактов, объяснил инвесторам гендиректор “Газпром экспорта” А. Медведев, отметив, что цена в долгосрочных контрактах в любом случае не будет снижена больше чем на 7-10%.

В январе текущего года А. Медведев сообщал, что компания уже согласилась на очередную корректировку цен для пяти европейских клиентов: французской “GDF Suez”, немецкой “Wingas”, словацкой “SPP”, итальянской “Sinergie Italiane” и австрийской “Econgas” “с учетом развития газового рынка в Европе и ситуации в экономике и энергетике отдельных европейских государств”. По оценке ряда экспертов, цена для этих компаний снижена в среднем на 10%.

Изначальный прогноз “Газпрома” по поставкам в Европу был “слишком амбициозен”, констатирует аналитик “Номос-банка” Д. Борисов: европейская экономика в стадии рецессии, и признаков оздоровления пока не видно. В 2011 г., по данным на презентации “Газпрома”, потребление газа в Европе снизилось на 7,6%, а импорт – на 9,6% (на 28,5 млрд. куб. м).

В итоге главный акцент на презентации “Газпрома” был сделан на долгосрочные прогнозы для ЕС: к 2020 г. Европе, по оценкам международных экспертов, понадобится 370 млрд. куб. м импортного газа (против 270 млрд. в 2011 г.), а к 2030 г. – 400 млрд.

Прогнозы по финансам на 2012 г. “Газпром” не раскрыл. Но планы по дивидендам оставил прежними: в текущем году ожидаются рекордные 198 млрд. руб. (против 91 млрд. год назад), 2013 г. – 180 млрд. и 2014 г. – 210 млрд.

***

Крупнейшая газовая компания мира российский “Газпром” может снизить цены на поставляемое топливо на свой главный экспортный рынок в страны Европейского союза до 10% в обмен на увеличение объемов закупок, пишет польская газета “Parkiet”. “Газпром” проинформировал о переговорах по снижению цены на уровне 7-10%. Оно будет возможно в обмен на увеличение закупок газа”, – сообщил изданию представитель инвестиционной компании “IFD Kapital” на Дне инвестора В. Крюков. По данным газеты, руководство российской компании на встрече проинформировало о переговорах по снижению цены газа с компаниями “RWE”, “Shell Energy Europe”, “E.ON”, “ENI”, “GWH Gashandel”, “Centrex”, “EGL”, “GasTerra”, “Dong” и польской “PGNiG”.

Издание напомнило, что российская компания ежегодно проводит такую встречу с представителями инвестиционных фирм, на которой, в частности, информирует о своей ценовой политике. По данным издания, в прошлом году “Газпром” продал в страны дальнего зарубежья 150 млрд. куб. м газа по средней цене $384/1000 куб. м. “Газпром” оценивает, что в текущем году средняя цена вырастет до $415, что позволит компании получить $64 млрд. дохода. Для достижения этой цели российская компания рассчитывает увеличить продажи газа в странах Европы до почти 154 млрд. куб. м газа. Для стран бывшего Советского Союза цена за 1000 куб. м топлива должна вырасти до $320, а экспорт в этом направлении на 4 млрд. – до 75 млрд. куб. м газа. “Parkiet” напомнила, что в 2011 г. итальянской компании “Edison”, которая ежегодно покупает у “Газпрома” 2,5 млрд. куб. м газа, через международный суд в Стокгольме удалось добиться снижения цены на газ. “Газпром” изменил контракт, благодаря чему “Edison” ежегодно сэкономит около $200 млн. Иски в стокгольмский суд также подали немецкие концерны “E.ON” и “RWE”, отметило издание.

Газета отмечает, что украинские власти также более года безуспешно пытаются изменить подписанный в 2009 г. 10-летний газовый контракт с “Газпромом”, согласно которому Украине приходится платить за российский газ одну из самых высоких цен в Европе. Представители украинского руководства заявляли о намерении подать в суд на “Газпром”, но пока не сделали этого в надежде договориться.

Польская государственная нефтегазовая компания “PGNiG”, которая ведет переговоры с “Газпромом” о снижении цены на газ с конца 2010 г., в ноябре прошлого года сообщила о начале процедуры рассмотрения спора с российской компанией в Международном арбитражном суде в Стокгольме. По неофициальным данным, польская компания хочет получить от российской 10% скидки, что позволит ежегодно экономить стране, импортирующей около 10 млрд. куб. м российского газа, более $0,5 млрд.

***

Власти Литвы нашли новый способ отказаться от российского газа – они намерены построить газопровод из Польши в Литву с тем, чтобы получать газ не из России, а из ЕС. “Газпром” может заблокировать проект – он является крупным акционером литовской газовой “Lietuvos dujos”. Но правительство страны обещает вскоре свести влияние российской монополии на управление транспортной частью “Lietuvos dujos” к минимуму.

В феврале текущего года руководство “Lietuvos dujos” и польского госоператора магистральных газопроводов “Gaz-System” провели презентацию нового проекта газопровода между Литвой и Польшей “Gas Interconnection Poland – Lithuania” (“GIPL”). Труба протяженностью 562 км должна будет выйти недалеко от Варшавы в сторону Литвы, где ее конечной точкой станет литовская компрессорная станция Jauniunai (уже построена и сдана в эксплуатацию). Проектная мощность газопровода составит около 2,3 млрд. куб. м в год, стоимость стороны оценивают в 471 млн. евро. Основная часть инвестиций (344 млн. евро) будет приходиться на Польшу, поскольку по ее территории пройдет большая часть трубопровода (351 км).

Газопровод способен закрыть более 75% современной потребности Литвы в газе – в год республика потребляет около 3 млрд. куб. м. В настоящее время почти весь объем газа поставляет “Газпром”, но литовские власти неоднократно критиковали его за слишком высокие цены – они достигают $480/1000 куб. м, что на 15% выше, чем в соседних Латвии и Эстонии (данные литовской стороны). Таким образом, речь идет о том, чтобы найти замену “Газпрому” как поставщику газа в Литву. Коммерческий директор “Lietuvos dujos” Й. Хоккертц заявил, что интеграция газотранспортных систем Литвы и Польши – это возможность при необходимости “решать газовые проблемы на Востоке”.

Основная цель проекта “Lietuvos dujos” и “Gaz-System” в том, чтобы через Польшу подключить Литву к системе газораспределения Западной Европы. Сейчас подобных перемычек нет, поясняет В. Нестеров из “Тройки Диалог”. В то же время газотранспортная система Польши хорошо связана с трубопроводами в Германии, добавляет аналитик, и “были прецеденты, когда поляки покупали в Германии российский газ, потому что там он стоил дешевле, чем в самой Польше”. Директор по инвестициям “Gaz-System” Р. Виттман не исключает, что Польша будет поставлять в Литву в том числе российский газ, но из Германии, где он стоит около $440/1000 куб. м. Однако это может быть газ и “других стран – членов ЕС”, сказал он.

“Газпром” может заблокировать проект – он владеет в “Lietuvos dujos” 37% акций, а вместе со своим немецким партнером “E.ON Ruhrgas”, которому принадлежит еще 39% акций, контролирует компанию. Власти Литвы уже пытались отстранить представителей “Газпрома” от управления “Lietuvos dujos” через суд (пока безуспешно), а премьер Литвы А. Кубилюс заявил, что рано или поздно Литва все равно исполнит требования Евросоюза и разделит активы “Lietuvos dujos” по разным видам бизнеса – на компании по транспортировке и продаже газа. “Газпром” в этом случае останется совладельцем трубопроводов, сказал А. Кубилюс, но будет лишь “финансовым инвестором”, а “все решения будет принимать литовская сторона, что вполне естественно”. Трубопроводами Литвы будет управлять национальный газотранспортный оператор, добавил литовский премьер, сказав, что уже передал эти намерения литовских властей главе “Газпром экспорта” А. Медведеву в письменном виде. К 2014 г. разделение “Lietuvos dujos” будет завершено, сказал премьер.

Однако эксперты отмечают, что с уверенностью говорить о появлении нового газопровода между Литвой и Польшей пока нельзя. Во всех странах Прибалтики есть проекты строительства терминалов сжиженного природного газа, также призванных снизить зависимость от российского газа. “Но эти проекты, – отмечает В. Крюков из “IFD Kapital”, – объявленные так же громко, как “GIPL”, пока так и не стартовали”.

***

“Газпром” собирается вложить в 2012-2014 гг. 4 трлн. руб. в Ямал, газопровод от Якутии до Владивостока, подготовку к запуску “Южного потока”, а также системы связи, управления и безопасности. В декабре прошлого года стало известно, что менеджмент “Газпрома” хочет почти вдвое “срезать” инвестиционную программу на 2012 г. – с 1,28 трлн. руб. до 777 млрд., из которых 710 млрд. – капитальные вложения. Но уже в 2013 г. капвложения предлагается увеличить до 1,75 трлн. руб., а в 2014 г. – потратить 1,54 трлн.  Согласно представленным “Газпромом” материалам, к освоению Ямала добавятся освоение Якутии и трубопровод оттуда до Владивостока, а также подготовка российской газотранспортной системы к проекту “Южный поток” через Черное море в обход Украины.

Основные расходы, которые предусмотрены в якутско-сахалинской программе, –  это освоение гигантского Чаяндинского месторождения (добыча должна начаться в 2016 г., инвестиции – 133 млрд. руб. за три года) и газопровод Якутия – Хабаровск – Владивосток (333 млрд.) для поставок к будущему заводу по сжижению газа вблизи Владивостока, откуда сырье можно экспортировать в Японию, Корею и Китай. Отмечается, что газопровод непосредственно до Китая – “Алтай” – в инвестиционных планах не значится.  Кроме того, “Газпром” намерен осуществить серьезные инвестиции в гигантский Штокмановский проект в Баренцевом море, запуск которого все время откладывается. Также более 265 млрд. руб. предлагается потратить на несколько программ, которые касаются собственных энергоустановок “Газпрома”, а также на информатизацию его “дочек”: автоматизированные системы управления, сети связи и системы безопасности. Эти программы включают практически все – от безопасного доступа в Интернет до внедрения комплексов обнаружения взрывчатых веществ. Концерн рассчитывает на рост добычи и главного источника прибыли – экспорта в страны дальнего зарубежья. В то же время, по оценкам экспертов, при минимальных займах бюджеты “Газпрома” на 2013-2014 гг. сверстаны с дефицитом в 670 млрд. руб.  Кроме того, как минимум для одного крупного потребителя российского газа – Украины – даны очень условные прогнозы, констатируют аналитики.

***

Морской участок “Южного потока”, который будет строиться “Газпромом” в партнерстве с европейскими компаниями, оценивается в 10 млрд. евро, или в 412 млрд. руб. по текущему курсу. Реконструкция и расширение российских газопроводов для того, чтобы “Южный поток” заработал в конце 2015 г., судя по плану “Газпрома”, ненамного меньше: только на 2013-2014 гг. закладывается 291 млрд. руб.

На совещании по вопросам реализации проекта строительства “Южного потока” глава “Газпрома” А. Миллер сообщил, что концерн начнет реализацию проекта “Южный поток” раньше намеченного графика. Глава кабинета министров РФ В. Путин поручил ускорить начало реализации проекта. На совещании был одобрен подробный план мероприятий, который позволит приступить к строительству газопровода “Южный поток” уже в декабре 2012 г.

“Для этого у нас уже есть международно-правовая база, огромная заинтересованность всех участников проекта в Европе, необходимые финансовые ресурсы и уникальный опыт осуществления масштабных морских газотранспортных проектов. Проект востребован и его ждут, мы приступаем к его реализации”, – подчеркнул он. Ранее планировалось начать строительство в 2013 г.

Разработанный в “Газпроме” график строительства “Южного потока” в феврале планировалось представить совету директоров “South Stream Transport AG”.

“Газпром” реализует проект строительства газопровода через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Для реализации сухопутной части проекта с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией подписаны межправительственные соглашения.

В сентябре 2011 г. подписано соглашение акционеров компании “South Stream Transport AG” с целью реализации морского участка проекта, в соответствии с которым доля участия “Газпрома” в проекте морского газопровода составляет 50%, итальянской “ENI” – 20%, немецкой компании “Wintersholl” и французской “EDF” – по 15%.

***

По сообщению венгерской газеты “Непсава”, ОАО “Газпром” снизило цену для импортеров из Германии, Италии, Франции, Австрии и Словакии на поставляемый российский природный газ.  Причиной такого решения стала мягкая зима и, как следствие, снижение потребления газа. Однако среди этой пятерки Венгрия не фигурирует, пишет автор статьи. Отмечается, что российская компания традиционно держит в секрете цены на поставляемый в Европу газ, однако в прошлом году среднеевропейская цена составила $390/1000 куб. м, а в 2010 г. – $308. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)