Энергетики получили возможность покупать электричество для его экспорта в Европу без учета перекрестных субсидий населению. Это позволит сохранить экспорт тока на фоне ценового обвала на европейских энергорынках.
Когда в 2009 г. группа нардепов лоббировала внесение изменений в закон “Об электроэнергетике” с целью установить обязательную закупку электричества на экспорт по цене не ниже внутренней оптовой цены (ОРЦ), ряд экспертов отнеслись к данной инициативе скептически.
Во-первых, принятие закона происходило на фоне ожидаемого снижения цен на европейских энергетических рынках вследствие экономического кризиса. Во-вторых, в нереформированном украинском энергорынке на то время наметилась обратная европейской перспектива безостановочного ежемесячного роста ОРЦ. И, наконец, в-третьих: сама привязка цен на экспорт к единому внутреннему оптовому тарифу выглядела с экономической точки зрения популистской и экономически необоснованной, поскольку изначально ставила украинских экспортеров электроэнергии в неравные условия с европейскими.
В Европе более 80% электричества продается по прямым контрактам между производителями и поставщиками или крупными потребителями на условиях свободного рыночного ценообразования. В Украине же вся электроэнергия производителей реализуется по усредненному оптовому тарифу, который включает в себя так называемые дотационные сертификаты. Посредством сертификатов все небытовые покупатели электричества субсидируют льготные категории потребителей, преимущественно население, которое в Украине оплачивает лишь треть реальной себестоимости киловатт-часа.
В результате получается, что украинский экспортер тока, помимо платы за стоимость электроэнергии, произведенной генерирующими компаниями, должен еще уплатить своеобразную надбавку за тарифный политический популизм украинской власти, не желающей повышать тарифы на киловатт-час для населения до экономически обоснованного уровня. При этом надбавка не такая уж и маленькая: по итогам 2011 г., доля дотационных сертификатов в структуре оптовой цены составила 27%.
В результате привязки экспорта к внутреннему оптовому тарифу, включающему дотационную нагрузку, украинский экспорт в Европу из Бурштынского энергоострова был остановлен на период с марта по октябрь 2010 г., когда ОРЦ оказалась выше цен на европейские энергофьючерсы и поставки тока стали убыточными.
Таким образом, административная тарифная уравниловка сделала украинский киловатт-час неконкурентоспособным на европейских энергорынках. С тех пор Бурштын полностью не останавливался, однако проблемы периодического снижения объемов энергоэкспорта стали хроническими. В общеэкономическом масштабе это означает соответствующую недозагрузку мощностей отечественной тепловой генерации, снижение потребления украинского угля, который в Европе в силу его характеристик продать невозможно, а также недопоступление налогов в бюджет. По сути, Украина теряет часть своего экономического потенциала.
В марте этого года угроза прекращения энергоэкспорта в Европу вновь замаячила на фоне очередного ценового обвала на европейских энергорынках, а также продолжающегося повышения ОРЦ.
В частности, по состоянию на 6 апреля, фьючерсные контракты на базовую электроэнергию на рынках Германии и Австрии на III квартал 2012 г. котировались на уровне 44,48 EUR/МВт-ч (или 4,448 евроцента за кВт-ч), на май – EUR40,22. Во Франции и того меньше: соответственно EUR41,94 и EUR38,38.
Для сравнения: в декабре 2011 г. в Германии и Австрии фьючерсы на I квартал 2012 г. продавались по EUR53,19 и на январь – EUR54,15.
Чуть дороже реализуется электричество на восточноевропейском рынке, куда экспортируется украинская электроэнергия, однако в Венгрии цены фьючерсов не превышают EUR51.
По мнению старшего аналитика Dragon Capital Дениса Саквы, ценовой спад на электричество в Европе во многом обусловлен падением цен на уголь и газ, на которых в ЕС производится основная часть электроэнергии.
В Украине же ценовые тенденции обратно противоположны. Так, в апреле оптовый тариф достиг 67,9 коп./кВт-ч, увеличившись с начала года на 9,1%. При этом, по итогам 2011 г., ОРЦ возросла на 22%.
“В сложившейся ситуации решение правительства об исключении дотаций из цены электроэнергии, покупаемой на экспорт в Европу, является экономически оправданным. Иначе экспорт в западном направлении мог просто остановиться”, – сказал представитель одной из отечественных энерготрейдерских компаний, которая на сегодняшний день не осуществляет операций по экспорту тока.
Эксперт имел в виду распоряжение Кабмина №163-р от 28 марта 2012 г., которым разрешено покупать электроэнергию для экспорта в Словакию, Венгрию, Румынию и Польшу по оптовой рыночной цене без учета дотационных сертификатов. Благодаря этому документу нереформированная система тарифообразования в нереформированном украинском энергорынке не оказалась в очередной раз тормозом экономического развития страны. (Экономические известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)