Сенсационных последствий ожидать не приходится. От планов на закупку сжиженного газа Кабмин не отказывается, а Владиславу Каськиву пока грозит лишь выговор. И уже к концу месяца правительство хочет определиться с будущим проекта.
Скандал с испанским контрактом на строительство LNG-терминала, казалось, заметно ударит по “альтернативным” планам Украины. Как известно, вскоре после торжественного утверждения многообещающего соглашения группа компаний Gas Natural Fenosa объявила, что никому не позволяла заключать договор от своего имени. “Gas Natural не подписывала никакого контракта по инвестициям в LNG-терминал. Кроме того, мы не входим в какой-либо консорциум по разработке такого терминала, как и не изучаем это направление”, – поясняли испанцы в конце ноября 2012 г.
Поиск правых и виноватых в ситуации, когда Украина на высочайшем уровне заключает договоренности с неуполномоченным лицом, обещал было захватывающее зрелище. Тем более что предпосылки выяснения обстоятельств выглядели в меру драматично. С одной стороны, острый интерес вызывали перспективы изучения подробностей и сама возможность отставки ключевых виновников произошедшего. “Мошенничество о так называемом контракте имени Каськива, Азарова, Януковича с несуществующими лицами мировой компании требует четкой проверки на предмет того, сколько получили лично Азаров, Янукович и Каськив от этой сделки”, – требовали оппозиционеры. “Если это (увольнение главы Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами) будет способствовать реализации этого проекта – какие вопросы? Для меня вообще строительства LNG-терминала – это не вопрос моей судьбы, это стратегический вопрос для Украины, не реализовывалось 20 лет. Поэтому все, что мешает реализации этого проекта, я готов устранить”, – обещал тогда же Владислав Каськив. В конце декабря интриги происходящему добавил и бывший вице-премьер. “Я знаю, что Каськив такое заявление писал и готов идти в отставку. Пока это заявление не приняли. Это вопрос не к нему, а к кому-то другому”, – рассказывал Сергей Тигипко…
С другой стороны, немаловажным фактором стала и публичная демонстрация руководством государства скептичного отношения к политике реализации национальных проектов. “Нужна перезагрузка подходов к национальным проектам. Я об этом говорил. Но не буду сейчас, как говорят, много говорить. Следует признать, что реализация этой идеи оказалась малоэффективной и превратилась в формальную кампанию по привлечению иностранных инвесторов”, – решил вдруг Виктор Янукович 25 декабря. Правда, стоит отметить, что наибольший урожай критики собрала все-таки инициатива Кабмина по закупке скоростных поездов “Хюндай”. Что же касается LNG-проекта, то новый министр энергетики Эдуард Ставицкий сообщал о том, что отказываться от предварительных планов Кабмин не будет. Затем верность былому курсу подтвердил и президент. “Альтернативы строительству LNG-терминала у нашей страны нет. Этот проект призван обеспечить реальную энергетическую независимость Украины. Это ответственное и сложное задание, которое стоит сегодня перед правительством. Мы понимаем, что на этом пути нас ожидают преграды. Но никакие технические неувязки не остановят нас. Проект LNG-терминала должен быть реализован. Случай с сомнительным подписанием документа должен быть расследован и сделаны конкретные выводы”, – уточнил Виктор Янукович в интервью “Комсомольской правде в Украине” в начале января. Но “конкретных выводов” нужно было подождать хотя бы до окончания расследования профильной правительственной комиссией.
Итоги работы комиссии, судя по всему, были подведены 14 января, хотя изначально планировалось, что это случится еще 9 января. Однако вопреки обещаниям членов правительства с публичностью процесса дело не заладилось: к 16 января отчет комиссии полностью опубликован не был, а по итогам проведенного в этот день заседания Кабмина стали известны лишь некоторые детали.
Еще 14 января было объявлено, что отставка Владиславу Каськиву, скорее всего, не грозит. “Мой “выговор” – это цена, благодаря которой все украинцы узнали, что этот проект является спасением Украины в ее борьбе за независимость. Сейчас проект имеет колоссальную популярность и поддержку в обществе. Я бы еще долго не смог этого добиться через разъяснительную компанию. Информирую, что мы провели внутреннее расследование в команде, которая непосредственно отвечает за реализацию проекта. По результатам расследования будут приняты дисциплинарные и кадровые решения”, – рассказал сам фигурант международного скандала. Какими будут эти решения – пока судить сложно. При этом стоит отметить, что от дорогой кампании по спасению имиджа проекта руководство агентства действительно отказалось. Впрочем, в конечном итоге будущее проекта зависит от Банковой (а выговор, если будет выбран именно этот вариант, предстоит озвучить президенту) и Кабинета министров. В последнем же продолжают подчеркивать: терминалу – быть! Хотя пока так и неясно, кто в случае постройки будет этим сжиженным газом его заполнять.
Общее впечатление от работы комиссии позволяет сделать вывод о том, что “терминальный” проект воистину отделается легким испугом. По информации СМИ, Госагентству и в самом деле было рекомендовано откорректировать кадровую политику. Кроме того, глава Минэнергетики и угольной промышленности уточнил, что одним из обязательных следствий былого скандала станет “усовершенствование системы подписания инвестиционных соглашений”. Надо полагать, дабы заранее было ясно, хотя бы кто и от чьего имени подписывает…
В то же время принципиальных вопросов к самому проекту в целом, похоже, не возникло. Во всяком случае, итоги работы комиссии напомнили о том, что именно испанская Socoin Ingenieria y Construccion Industrial, SLU (входящая в состав группы Gas Natural Fenosa) разрабатывала технико-экономическое обоснование для проекта терминала. А вот кто все-таки будет воплощать проект в жизнь – уже следующий вопрос. “Главные события по проекту состоятся в три последующие недели. Сейчас мы обрабатываем более 12 различных соглашений по реализации проекта”, – разъяснял Владислав Каськив. Но поиск новых инвесторов необязательно дастся Украине легко. “Западные финансовые институты и инвесторы и без того оценивали проект как рисковый – в случае если Россия и Украина договорятся о создания газотранспортного консорциума, произойдет снижение цен на российский газ, а значит, поставка его по Черному морю будет нерентабельна. А сейчас с учетом всех скандалов привлечь их будет еще сложнее”, – цитирует “Коммерсант-Украина” мнение директора Института энергетических стратегий Дмитрия Марунича. Тем не менее, в правительстве настроены оптимистично. “Сейчас у нас есть три предложения относительно строительства LNG-терминала. Мы их изучаем. Я думаю, до конца января мы определимся окончательно со сроками и с тем, кто будет выполнять эти работы”, – уточнил 16 января Эдуард Ставицкий, по словам которого наиболее активно переговоры ведутся с корейской Kogas и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC).
Корейский след в “газово-терминальном” вопросе не новость. О возможности участия корейского госмонополиста в реализации украинского проекта немало говорилось еще в декабре в министерские времена нынешнего “энергетического” вице-премьера Юрия Бойко. Также Киев старается активизировать инвестиционные контакты с Пекином. Потому в сложившейся ситуации переориентация с Европы на Азию совсем уж странной не выглядела бы, ведь это избавило бы амбициозные планы от неприятного осадка и подписного скандала, и общего сложного отношения к Украине, связанного с политическими вопросами. Правда, само только желание найти партнеров где бы то ни было не гарантирует успешности проекта.
Поиск строителей для LNG-терминала осложняется не только из-за специфического информационного следа после ноябрьского провала. Многие специалисты уделяют внимание и тому противодействию, которое украинскому проекту могут оказывать структуры соседнего государства. Причем мнение о том, что в строительстве одесского терминала по приему сжиженного газа не заинтересован российский «Газпром», разделяют не только эксперты, но и представители правящего лагеря. “Первая компания, которая больше всего заинтересована в срыве строительства терминала в Украине, – это «Газпром»”, – заявлял еще в конце ноября “регионал” Михаил Чечетов. И все же пока оценить масштабы влияния российской госкорпорации довольно сложно. Но при этом стоит учитывать, что и с китайской CNPC, и с корейской Kogas Москва поддерживает партнерские отношения – причем последняя закупает у «Газпрома» как раз сжиженный газ для собственных нужд…
Удастся ли Украине найти партнеров для строительства терминала – должно стать известно уже через несколько недель. Но уже сейчас очевидно, что заметный международный скандал не отвратил власть имущих от давних планов, с реализацией которых систематически возникают проблемы – как на уровне подготовки проектов, так и в случае поисков гипотетических спонсоров или обоснования их целесообразности… Зато мягкое отношение к предположительному проступку главы Госагентства по инвестициям и нацпроектам, который во многих странах обернулся бы мгновенной отставкой (причем зачастую – по собственной инициативе), часть политикума удивило и возмутило. Впрочем, в украинских реалиях повышенная устойчивость высокопоставленных чиновников – давно не новость. Да и в любом случае последнее слово все равно было отдано на президентское усмотрение, которому еще только предстоит себя показать. (Подробности/Энергетика Украины, СНГ, мира)