Облгазы разыгрывают классически: сначала комедия, со временем превратившаяся в фарс. Следующий шаг, как свидетельствует практика, может привести к трагедии.
С началом нового года украинские облгазы стали массово банкротить. Уже известно о почти десятке подобных исков. Ситуация позволяет…
До окончания 2012 г. действовал Закон “О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса”. Согласно ему было прямо запрещено банкротить в том числе предприятия, занимающиеся газоснабжением и газификацией. То есть обл- и горгазы были “неприкосновенными”.
Закон был принят Верховной Радой еще в 2005 г. Ежегодно его действие продлевали. Но ни в конце 2012 г., ни в начале 2013 г. народные депутаты так и не удосужились его рассмотреть и в очередной раз пролонгировать.
Впрочем, этот закон уже в новой версии, но с прежним содержанием народные избранники, скорее всего, примут. После чего процедура банкротства “зависнет” во времени и пространстве. Это означает, что банкротящиеся предприятия будут работать, но отдавать долги – это уже кому как повезет.
Тем временем идет волна исков, точнее сказать, исковых требований кредиторов. Что это может означать, попробуем разобраться.
В январе 2013 г. хозяйственные суды соответствующих (поданным искам) областей возбудили дела о банкротстве таких акционерных обществ, как “Закарпатгаз”, “Ивано-Франковскгаз”, “Винницагаз”, “Черниговгаз”, “Сумыгаз”, “Николаевгаз”, “Луганскгаз”, а также “Криворожгаз”, “Харьковгоргаз”, “Днепргаз”.
Зачем банкротить не худшие, если смотреть на оборот средств и ресурсы этих компаний, обл- и горгазы? Почти все известные иски подала все еще дочерняя компания “Нафтогаза Украины” – ПАО “Укртрансгаз”. Только “Винницагаз” банкротит киевское ООО “Компания “Еврогаз-Инвест Групп”, вроде не чужая Фирташу. А “Крымгаз” банкротит никуда не девшаяся компания “Укргаз-Энерго” – совместное предприятие, совладельцами которого являются “Нафтогаз” и “РосУкрЭнерго” (а совладельцы РУЭ – российский “Газпром” и все тот же украинский бизнесмен Д. Фирташ).
Юридически ПАО “Укртрансгаз” имеет все основания для подачи исков к облгазам. Последние задолжали “Укртрансгазу” около миллиарда гривен. Как откровенно ответил ZN.UA вопросом на вопрос чиновник из Минэнергоугольпрома, “почему основные кредиторы должны стоять в очереди?”.
Очередь, конечно, не за хлебом, как в блокадном Ленинграде. Но облгазы задолжали не только “Укртрансгазу”. Это самая реальная и первая причина, побудившая “Укртрансгаз” инициировать банкротство облгазов.
Другое дело, что на фоне миллиардных долгов “Нафтогаза” сумма долгов облгазов перед тем же “Укртрансгазом”, а тем более сумма “других” долгов облгазов совершенно не впечатляют. Логичен вопрос: почему “Укртрансгаз” не банкротит “нефирташевские” обл- и горгазы? Там долгов тоже немеряно.
Недавно прокуратура отчиталась о результатах “выбивания” газовых долгов: из более 6 млрд. грн. должники (дебиторы) вернули аж 1,5%…
Собственно, и исковые требования в общем-то были небольшие. К примеру, луганский и винницкий иски – всего по 2,5 млн. грн. Это много, если говорить о личном счете, а в масштабах таких предприятий – копейки. Да и будут ли дебиторы возвращать эти долги, вопрос риторический.
Большинство старых долгов облгазов и их кредиторов уже почти безнадежны и просто числятся на балансах обеих сторон. Если вернут даже пятую часть, будет очень неплохо. Но даже в весьма неплохом по платежам 2011 г. уровень проплат составил 86%, в ушедшем, 2012 г., в лучшем случае будет столько же.
Безнадежность возврата долгов настолько очевидна, что облгазам активно предлагают подписать “филькину грамоту”, называемую теперь по-новому – мировое соглашение. С долгосрочной реструктуризацией долгов.
Сначала должникам (дебиторам) предлагали рассрочить выплату долгов на десять лет, потом почему-то согласились на пролонгацию выплат на двадцать лет. За такой период времени многое может измениться и случиться.
Ну просто классика: помните притчу о падишахе и “говорящем” осле?! Суть в том, кто взялся обучить осла и на что он рассчитывал. Так и в случае с пролонгацией возврата долгов облгазами.
Главное требование к дебитору (обл- и горгазам) – выплачивайте хотя бы текущие платежи.
Однако с платежами по-прежнему непросто. Облгазов, рассчитывающихся за поставки своевременно или хотя бы большей частью, вот уже несколько лет подряд практически не наблюдается. Поэтому большую часть долгов вообще списали, благодаря скандальному решению Верховной Рады, о котором приличные люди даже не хотят упоминать. Но ведь было же. Списали.
В прошлом году Фонд госимущества от имени государства начал (а точнее, продолжил) быстро и недорого “сливать” акции облгазов. Они перешли в основном к компаниям Дмитрия Фирташа. Так что формально именно он – главный “пострадавший”. Хотя часть облгазов (например, “Криворожгаз”, “Днепргаз”, “Харьковгоргаз”) все еще числятся как активы российского бизнесмена Виктора Вексельберга.
Но он уходит с украинского рынка, продавая при этом в том числе пакеты облгазов прежде всего… российскому “Газпрому”. На первый взгляд, причинно-следственной связи не наблюдается. А неформально она подтвердилась, когда структуры Фирташа спокойно и без намека на конкуренцию выкупили мелкие пакеты вексельберговских облгазов, продаваемых Фондом госимущества Украины. В чьих руках эти компании окажутся, скоро узнаем.
Для Дмитрия Фирташа происходящее – чистый позитив. Реальная возможность банкротства облгазов ничтожно мала. Зато лишний раз появляется веский повод напомнить правительству, кто хозяин облгазов. Обл- и горгазы – такой невидимый шнур, на котором подвешены все потребители газа. Ну чтобы не сорвались… Так что Д. Фирташу будет несложно напомнить правительству и о необходимости пересмотра тарифов (естественно, ради их повышения!) на услуги облгазов. Тем более что тема “население мало платит” – вечная.
Здесь уместно вспомнить интервью главы Нацкомуслуг Валерия Саратова в недавнем ZN.UA. Тепло, холодная и горячая вода – это товар. А то, что мы получаем в домах и квартирах, – это услуги по их доставке. Все чувствуют разницу между ценой товара (его себестоимостью) и стоимостью оплаты услуг по его доставке. Просто спросите в своем жэке, какова структура ваших услуг и сколько стоит товар – тепло, вода?..
Забавно, но в случае с банкротящимися облгазами Фирташ вроде бы и ни при чем: требуемые с подконтрольных ему облгазов долги – как раз неполученная плата за услуги по транспортировке газа “Укртрансгазом”. Если не считать того, что нынешний глава “Укртрансгаза” Сергей Винокуров прежде (до начала 2010 г.) работал менеджером в фирташевском Ostchem…
К тому же другим совладельцам банкротящихся облгазов таким образом ненавязчиво дали понять, кто хозяин положения. Пока. Если они до сих пор сами не догадались. Это наглядный урок и для тех акционеров, кто еще “не договорился” с Д. Фирташем. Пока.
Нынешняя “банкротная волна”, похоже, призвана лишний раз обосновать и низкие цены продаж акций облгазов. Тем более что их распродажа еще не закончилась. В 2013 г. Фонд госимущества Украины намерен выставить на продажу и, разумеется, продать блокирующие пакеты еще нескольких обл- и горгазов. Например, 25% ПАО “Мелитопольгаз”, 26% ПАО “Гадячгаз”, 26% “Кременецгаз”, 2,04% “Шепетовкагаз, 22% “Коростышевгаз”, 26,04% “Бережаныгаз” и 26% “Теребовлягаз”.
Еще на биржу выставят такие довольно крупные пакеты акций, как “Харьковгаз” – 17,7%, “Черниговгаз” – 13,25%, “Киевоблгаз” – 8,24% и “Одессагаз” – 4,97%. И совсем крошечные пакеты акций “Хмельницкгаза” (1%) и “Тернопольгаза” (0,7%).
В этих условиях игра на понижение цен на пакеты акций вышеназванных предприятий по газоснабжению и газификации – позитивный фактор для ключевого покупателя. Да и государство может продемонстрировать хотя бы видимость борьбы за наполнение бюджета, включая облгазовские платежи. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)