Фирташ поспешил обанкротить ряд своих облгазов по графику – до вступления в силу профильного закона, который бы усложнил жизнь юристам бизнесмена.

Период рождественских праздников в Украине ознаменовался массовым началом процесса банкротства целого ряда облгазов. Хозяйственными судами разных регионов было открыто производство по делу о банкротстве сразу одиннадцати предприятий, являющихся практически монопольными поставщиками голубого топлива для населения, бюджетных предприятий, а также малого и среднего бизнеса.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что все дела о банкротстве были открыты в промежутке между 1 и 19 января 2013 г. А производство по делу о банкротстве “Сумыгаза” удалось открыть и вовсе лишь со второй попытки, но, тем не менее, уложившись в вышеуказанные сроки – после отказа 8 января, Хозсуд Сумской области таки открыл производство 17 января.

Такая поспешность имеет определенную логику. С одной стороны, до 1 января 2013 г. законодательством было запрещено банкротить предприятия, занимающиеся газоснабжением и газификацией. Раньше действие запрета, принятого еще в 2005 г., ежегодно продлевали, но вопрос о его пролонгации на 2013 год еще даже не рассматривался парламентом.

С другой стороны, с 19 января начала действовать новая редакция закона о банкротстве, которая очень значительно меняет правила излюбленной игры украинских олигархов. По мнению экспертов, собственникам было выгодно успеть начать процедуру банкротства именно до вступления в силу нового законодательства – для того, чтобы процесс банкротства проходил по старым правилам.

“Начиная процедуру по старому закону, они в некоторых вопросах освободили себя от судебного контроля. Это дает больше возможностей управления банкротством, больше контроля над процессом банкротства. В старом законодательстве многое было на усмотрение сторон и давало предприятиям большую свободу действий”, – подтвердил эту догадку “Комментариям” Роман Дрожанский, партнер адвокатского объединения “Волков и партнеры”.

Кроме того, старое законодательство позволяло кредиторам и собственникам самим предлагать кандидатуру арбитражного управляющего, который распоряжается имуществом предприятия в процессе банкротства.

“Естественно это дает больше свободы действий, особенно если банкротство инициируется самим предприятием, тем легче обеспечить назначение “правильного” арбитражного управляющего”, – пояснил Дрожанский.

Также, согласно новой редакции закона, при определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не будут учитываться суммы неустойки. Старое законодательство позволяло раздувать размер штрафных санкций с целью обеспечения контроля за собранием кредиторов.

Стоит обратить внимание, что во всех банкротящихся газоснабжающих предприятиях есть доля подконтрольной Дмитрию Фирташу компании “Газтек”. Часть пакетов акций уже была в собственности компании раньше, часть была выкуплена на аукционах в 2012 г., небольшие пакеты также были куплены на бирже у ФГИ или других акционеров.

С другой стороны, инициатором процессов банкротства также выступили либо структуры, которые связывают с Дмитрием Фирташем, либо, в большинстве случаев – дочернее предприятие “Укртрансгаз” НАК “Нафтогаз Украины”. Его возглавляет Сергей Винокуров, который, по информации СМИ, некогда значился в списке топ-менеджеров одного из входящих в Ostchem Holding Дмитрия Фирташа предприятий.

Причем, причиной для открытия дел о банкротстве служили порой сравнительно незначительные суммы. Например, оказалось, что “Днепрогаз” задолжал “Укртрансгазу” 1,3 млн. грн. В то же время, по информации самого “Днепрогаза”, предоставленной в ходе одного из судебных разбирательств, на 1 декабря 2012 г. долги НАК “Нафтогаз Украины” перед компанией по договору транспортировки газа промышленным потребителям составляли 49,6 млн. грн.

И не исключено, что ДП “Укртрансгаз” является далеко не крупнейшим кредитором банкротящихся облгазов. Судя по всему, Фирташ не пошел по пути Коломойского, и предоставил возможность банкротить облгазы другим подконтрольным компаниям. Ведь обратившись с заявлением о банкротстве напрямую, предприятиям пришлось бы назвать общие суммы долгов и стоимость активов.

Безусловно, стоит учесть мнение, что массовое банкротство облгазов должно не только показать, что цена, по которой Фирташ купил облгазы в прошлом году, не была занижена, но и может сбить цену на госпакеты акций 14 газораспределяющих компаний, которые готовятся к приватизации в 2013 г. Но в основном речь идет о небольших пакетах акций или небольших предприятиях, которые и так, скорее всего, достались “Газтеку” легко и недорого.

Но главной причиной массового банкротства облгазов все же можно считать реструктуризацию газового бизнеса.

Во-первых, банкротство может позволить очистить предприятия от долгов и переоформить активы на другие юридические лица. Таким образом, собственники смогут окончательно избавится от многомиллионных долгов облгазов, которые накапливались годами, и частично обезопасят себя от возможных неприятностей с госструктурами. Особенно актуальным это выглядит на фоне тревожных новостей о вмешательстве прокуратуры в вопросы оформления распределительных газопроводов “Запорожгаза”, а также признания ФГИ созданного в августе прошлого года ООО “Грин Сервис Компании” собственником 15,3% акций “Уманьгаза”, продажу которых “Газтек” в конце прошлого года оспорил в суде. Кроме того, появились и слухи о возможном интересе сына президента – Александра Януковича – к газовому бизнесу Дмитрия Фирташа.

Во-вторых, как показывает украинская практика, процедура банкротства может быть использована для перераспределения доли собственности акционеров предприятий, путем выпуска дополнительной эмиссии акций. Существование такой возможности подтверждает и Роман Дрожанский. “Акционер предприятия имеет преимущественное право на приобретение доли в случае увеличения уставного капитала в рамках банкротства. Поэтому если будет принято такое решение, то акционеры в первую очередь смогут этим воспользоваться”, – подчеркнул он “Комментариям”.

Собственно, косвенное подтверждение того, что банкротства облгазов являются частью планов Фирташа по построению газовой империи, которая будет включать в себя бизнес по продаже газа конечным потребителям, можно найти и в недавних заявлениях топ-менеджеров бизнесмена.

“У нас есть пакеты акций отдельных облгазов. Мы готовы их консолидировать. Мы готовы их наращивать. И будем в этом направлении сейчас активно двигаться”, – заявил в ходе прошедшего на прошлой неделе экономического форума в Давосе управляющий директор группы Group DF International Борис Краснянский.

Далеко идущие планы предприятий Фирташа в газовой сфере понятны, учитывая, что правительство отменило монопольное право Национальной акционерной компании “Нафтогаз Украины” продавать импортный газ внутри Украины, а подконтрольная бизнесмену Ostchem Holding уже в прошлом году поставила около четверти всего газа, закупаемого Украиной. При этом, как заявил в декабре 2012 г. на заседании Федерации работодателей Украины сам Дмитрий Фирташ, в 2013 году его предприятия планируют поставить уже 8 млрд. куб. м газа, при чем по более низкой цене, чем та, которая предусмотрена сегодня контрактом “Нафтогаза Украины” с “Газпромом”.

Таким образом, благодаря контролю над большим количеством облгазов, структуры Дмитрия Фирташа вполне могут не только конкурировать с госкомпанией на рынке продажи газа конечным потребителям, а и вовсе вытеснить государство из этого рынка. Ведь несмотря на то, что официально газораспределительные сети остаются в госсобственности, согласно постановлению Кабмина, они все равно должны находится на балансе газоснабжающих компаний и не могут быть отделены от их основного производства. И пускай сейчас еще можно спорить о прибыльности этого сегмента торговли “голубым топливом”, но сомнений в том, что цены на газ для населения и коммунальной сферы будут повышаться, нет уже, наверное, ни у кого.

Кроме того, в ближайшее время должно произойти разделение государственного монополиста, компании “Нафтогаз Украины”, на несколько предприятий, на базе которых будут созданы акционерные общества. Как недавно заявил президент Виктор Янукович, это даст толчок развитию инвестиций, поскольку “государственные инвестиции ограничены”. Кто станет этим частным инвестором, еще предстоит увидеть. Но уже сегодня можно констатировать, что на смену государственной монополии по продаже газа конечным пользователям приходит монополия частная. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира

)