Газовые переговоры между Киевом и Москвой перешли в активную фазу. Стороны оживились, после того как “Газпром” выставил НАК “Нафтогаз Украины” счет за недобор газа в 2012 г. на неподъемные $7 млрд. На прошлой неделе вице-премьер-министр Юрий Бойко дважды встречался с председателем правления “Газпрома” Алексеем Миллером. Два близких к руководству НАК источника Forbes сообщают: главная тема этих встреч – украинская ГТС. Ее Киев готов продать, но нерешенным остается вопрос цены. Компромисса пока достичь не удается: Россия предлагает меньше, чем рассчитывает получить украинская власть. О каких суммах идет речь?
Погрешности оценки
Переговоры о передаче части украинской ГТС России велись еще в начале прошлого года. Тогда договориться помешали приближающиеся парламентские выборы (продажа ГТС РФ могла негативно отразиться на рейтинге Партии регионов) и разногласия в вопросе оценки. Близкий к руководству НАК собеседник Forbes рассказывает, что россияне оценили главный газовый актив страны в $7 млрд. – максимум $9 млрд. и предложили половину этой суммы за 50%-ную долю в консорциуме. Цифра была озвучена в начале января 2012 г. В НАКе с такой оценкой не согласились, посчитав ее сильно заниженной.
Модернизация ГТС обойдется минимум в $4,8 млрд. – эксперты Mott MacDonald
Свою позицию Киев решил подтвердить реальными цифрами. По поручению Юрия Бойко, который в то время возглавлял Минэнергоуглепром, в конце января 2012 г. был проведен тендер, и его победитель – международная аудиторская компания Baker Tilly Ukraine получила заказ на оценку “трубы”. Официально ее проводили для того, чтобы облегчить привлечение НАКом кредитов международных финансовых организаций. Но один из ключевых кредиторов, Европейский банк реконструкции и развития, прямо заявлял, что ему оценка ГТС не нужна: ранее ее уже проводила компания Mott MacDonald. Главный вывод экспертов – модернизация ГТС обойдется минимум в $4,8 млрд.
Результаты своей проверки, завершенной в августе 2012 г., Baker Tilly Ukraine публично не огласила. Но уже на осенних переговорах с “Газпромом”, по информации источника, знакомого с их содержанием, украинские чиновники оперировали новой цифрой – $20-26 млрд. за ГТС. Кремль с такой оценкой не согласился, оставив свое предложение без изменений: вся украинская ГТС стоит не больше $9 млрд. Переговоры опять зашли в тупик.
Как считать
В Baker Tilly Ukriane о цене ГТС говорить отказываются, ссылаясь на договор о конфиденциальности. Но, по словам близкого к руководству НАК источника, аудиторская компания оценивала “трубу” по методу дисконтирования денежных потоков (DCF), то есть рассчитывала, сколько денег ГТС способна принести своим владельцам в будущем в пересчете на нынешнюю стоимость этих средств. “Такой подход – наиболее корректный в данном случае”, – считает партнер и руководитель практики оценки и финансового моделирования Deloitte Артур Огаджанян. По его словам, оценке в первую очередь подлежит техническое состояние активов, а также затраты на модернизацию. В случае с ГТС – это огромные суммы.
Оценке в первую очередь подлежит техническое состояние активов, а также затраты на модернизацию. В случае с ГТС – это огромные суммы.
Таким образом, чтобы правильно оценить актив, нужно понять, каким может быть график затрат, определить источники финансирования и разобраться, как модернизация повлияет на финансово-экономические показатели деятельности компании. Кроме того, на стоимость “трубы” влияет объем транспортируемого по ней газа. Украина исходит из оговоренного в 2009 г. объема прокачки топлива в размере 110 млрд. куб. м газа в год.
“Газпром” эта цифра не устраивает. Там оперируют фактическими объемами прокачки. Если в 2011 г. через украинскую ГТС в Европу и страны СНГ транспортировали более 104 млрд. куб. м газа (на 6 млрд. куб. м газа больше, чем в 2010 г.), то в 2012 г. эта цифра уменьшилась до 84,2 млрд. куб. м. Таким образом, снижая объем прокачки газа через украинскую трубу, Россия снижает и ее оценку по DCF, подчеркивает аналитик по нефтегазовому сектору российской финансовой группы БКС Владислав Метнев.
На стоимости ГТС отражается и строительство альтернативных путей транспортировки газа из России в Европу. “Без российского газа транзитная ценность украинской ГТС может сойти на нет в течение 5-7 лет. Ведь альтернативы “Газпрому” у Украины нет и не будет”, – считает Метнев.
Еще один спорный вопрос – технический газ, без которого транспортировка топлива невозможна, и который, по словам близкого к НАК источника Forbes, Киев учитывал при оценке ГТС. В 2012 г., по данным “Укртрансгаза”, было использовано 3,4 млрд. куб. м технического газа, и его стоимость, по словам Богдана Соколовского, экс-уполномоченного президента по международным вопросам энергетической безопасности, равна стоимости импортного топлива. То есть цена технического топлива, прокачанного через трубу в 2012 г., составляет примерно $1,4 млрд. Но “Газпром”, в своей оценке, эту цифру учитывать не хочет: технический газ монополисту куда проще заменить своим дешевым топливом.
Торг уместен
Выглядит так, что недавняя инициатива “Газпрома” оштрафовать “Нафтогаз” на $7 млрд. – это попытка включить этот штраф в стоимость украинской ГТС – Владислав Метнев, аналитик финансовой группы БКС.
У “Нафтогаза” в этом споре есть важный аргумент. Baker Tilly – не первая компания, оценившая украинскую ГТС в сумму, превышающую $20 млрд. В 2007 г. консалтинговая компания “Имидж” заявила, что “труба” стоит $24,8 млрд. В 2009 г. оценить газотранспортный актив взялась компания “Увекон” (сегодня входит в состав “BDO Украина”). Она не проводила оценку подземных хранилищ газа, а потому общая сумма получилась скромнее – около $16 млрд. По словам одного из специалистов “Увекона”, чтобы построить подземные хранилища газа, необходимо инвестировать еще более $10 млрд.
Чтобы добиться своего и не платить за ГТС десятки миллиардов, “Газпром” использует весь арсенал средств. “Выглядит так, что недавняя инициатива “Газпрома” оштрафовать “Нафтогаз” на $7 млрд. – это попытка включить этот штраф в стоимость украинской системы”, – указывает Метнев из БКС.
Сейчас, по словам одного из бывших сотрудников НАКа, знакомого с ходом переговоров, стороны готовы идти на уступки. Украине нужны деньги на погашение внешних долгов. Если власть не сумеет договориться с МВФ, без помощи России обойтись будет сложно. В свою очередь “Газпром”, рассказывает источник, готов рассматривать цену в $15-17 млрд. за всю ГТС. Какую долю в консорциуме за эти деньги получит Россия – вопрос, пока, открытый. (Forbes Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)