В Беларуси к 2015 г. появится новый крупный энергоисточник на торфяном топливе, сообщили в ГПО “Белтопгаз”. По словам заместителя генерального директор “Белтопгаза” Валерия Ковалева, речь идет о ТЭЦ в Мозыре, на которой будет установлен паровой котел мощностью до 200 т пара в час с потреблением торфобрикетов до 150 тыс. т в год.
Сейчас на торфяном топливе в Беларуси работают Жодинская ТЭЦ и Речицкая ТЭЦ с суммарным потреблением торфобрикетов около 40 тыс. т в год.
В 2012 г. помимо ТЭЦ крупным промышленным потребителем торфа являлся Белорусский цементный завод, закупивший 63 тыс. т брикетов. Около 386 тыс.т торфобрикетов отправлено на экспорт, 864 тыс. т продано населению на нужды отопления. Всего произведено 1,2 млн. т торфобрикетов.
С учетом растущих промышленных и энергетических потребностей в дальнейшем структура потребления торфобрикетов изменится. По словам Валерия Ковалева, цементные заводы заявили о планах потреблять в год 217 тыс. т торфобрикета к 2015 г. и 300 тыс.т к 2020 г. “В этом нет ничего удивительного, ведь использование торфобрикетов в энергетических целях более чем в 4,5 раза выгоднее, чем природного газа”, – отметил заместитель гендиректора “Белтопгаза”.
При этом интересы традиционного потребителя торфобрикетов – населения – в случае роста промышленного использования этого вида топлива ущемлены не будут. До 1 апреля будет скорректирована государственная программа “Торф”, принятая на период 2008-2010 гг. и до 2020 г. в соответствии с Директивой №3 “Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства”. Госпрограмма предусматривает увеличение добычи торфа с нынешних 3 млн.т до 5 млн.т в год и соответствующее увеличение производства торфобрикетов. “Для производства одной ты брикетов обычно используется до 2 т фрезерного торфа в зависимости от исходной влажности”, – уточнил Валерий Ковалев.
По его мнению, основным препятствием на пути развития торфяной отрасли является очень сложная процедура землеотвода, в соответствии с которой решение о выделении участка под торфоразработку всегда представляет собой компромисс интересов Минэнерго, Минприроды и других заинтересованных ведомств и организаций. Большинство промышленно пригодных запасов торфа находится на территориях со статусом особо охраняемых. “Хотя на момент строительства ныне действующих торфопредприятий в 60-е годы прошлого века все эти территории рассматривались в качестве сырьевой базы предприятий”, – сказал Валерий Ковалев.
На 60-е годы ХХ века пришелся пик добычи торфа в Беларуси – до 35 млн. т, из которого на нужды энергетики шло 15 млн. т, а 20 млн. т – на нужды сельского хозяйства для повышения плодородности почв. Тогда Беларусь была мировым лидером по добыче торфа и лидером по разработке технологий и производству машины для торфодобычи и производства брикетов, в стране работало более 250 торфодобывающих предприятий, из которых осталось 25. Остальные закончили свою деятельность в связи с выработкой торфяных месторождений. В настоящее время в отрасли задействованы около 6 тыс. человек.
В 2012 г. мировая добыча торфа составила 30 млн. т. Наиболее крупными торфодобывающими странами стали Финляндия – 10 млн. т, Ирландия – 5 млн. т, Беларусь – 3 млн. т, по 2 млн. т добыто в России и в Канаде.
Добыча торфа вызывает возражения экологов, которые указывают на нарушение ценной экосистемы болот.
Государственное производственное объединение “Белтопгаз” представляет единую самостоятельную структуру хозяйствования с замкнутым циклом производства. Объединение имеет развитую сеть газоснабжающих, торфодобывающих и торфоперерабатывающих предприятий, проектных, научно-исследовательских и строительных организаций, предприятий и цехов по производству газового оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, необходимого технологического оборудования и запасных частей к ним. В составе ГПО “Белтопгаз” сформировались четыре производственных комплекса: газовый, добычи и переработки торфа, строительный, научного и технического обеспечения. (БЕЛТА/Энергетика Украины, СНГ, мира)