“Газпром” в очередной раз вынужден снижать прогноз экспортных цен для Европы. Монополия меняет ценообразование из-за риска потерять основной рынок сбыта. Компенсировать потери “Газпром” планирует за счет роста объема поставок.
“Газпром” снижает прогнозные цены по европейскому экспорту на текущий год. Представитель монополии Сергей Куприянов 11 марта заявил, что в 2013 г. средняя цена поставок в Европу составит $366/тыс. куб. м.
В начале года “Газпром” в своих материалах, подготовленных к Дню инвестора компании, сообщал, что средняя цена в 2012 г. составила $402/тыс. кубов.
На финансовых результатах монополии это отразится незначительно, поскольку “Газпром” планирует увеличить поставки. За прошлый год “Газпром” поставил в Европу (включая Турцию, но исключая страны Балтии и СНГ) 138,8 млрд. кубов газа, выручив примерно $55,8 млрд.
В 2013 г. “Газпром” планирует поставить в Европу 151,8 млрд. кубов. При цене, названной Куприяновым, выручка монополии составит около $55,55 млрд. “Это некритичное падение для компании, – комментирует аналитик ИФД “Капиталъ” Виталий Крюков. – Рынок и не ожидал положительной динамики”.
В последние годы “Газпром” вынужден снижать цены, чтобы не потерять долю на европейских рынках. В прошлом году по сравнению с 2011 г., согласно отчетности компании по РСБУ, поставки в Западную Европу снизились на 5,5% до 105,82 млрд. кубов, в Центральную Европу – на 13% до 32,98 млрд. кубов. Европейцы стараются снижать потребление российского газа – наиболее дорогого в ЕС.
В Европе действует спотовое ценообразование, цена газа определяется биржевыми методами на нескольких крупных газовых хабах. И эта цена, как правило, заметно ниже газпромовской. 11 марта она колебалась в диапазоне $355-390/тыс. кубов.
“Газпрому” такой подход к ценообразованию не нравится – именно из-за колебаний. “Недавно из-за неприятностей на одной из крупных скважин и связанных с ними трудностей при поставках цена подскочила примерно на 30%, – напоминает аналитик RMG Securities Михаил Лощинин. – “Газпром” предпочитает долгосрочные контракты с заранее оговоренным уровнем цен”.
И все же российской компании под давлением европейцев пришлось ввести в цену спотовую составляющую (15-20%), что сказалось на общем уровне цен.
Также Европа сокращает закупку российского газа из-за наращивания поставок СПГ (сжиженный природный газ) из Катара и роста угольной генерации – за счет поставок дешевого американского угля.
Кроме того, на общий уровень цен влияют так называемые ретроактивные скидки, предоставленные “Газпромом” почти всем европейским контрагентам. Их смысл в том, что цена может быть снижена задним числом и “Газпром” возвращает покупателям часть денег. Размер скидок составляет 10-15%, общий объем выплат оценивается примерно в $10 млрд. В прошлом году монополия за счет этих скидок списала 133 млрд. руб.
В 2013 г. итальянская Eni (один из основных партнеров “Газпрома” в Европе) обратилась к российской монополии с просьбой предоставить новую скидку. Подробности не сообщались, но эксперты рынка не сомневались, что скидка Eni будет предоставлена. Eni владеет 20%-ным пакетом в проекте газопровода “Южный поток”, призванного обеспечить поставки российского газа в страны Европы в обход Украины.
Лощинин отмечает, что поставки в Европу являются для “Газпрома” гораздо более рентабельными, чем продажи на внутреннем рынке. Они обеспечивают около 56% всей выручки от продажи газа – основного бизнеса монополии. “Но компания вынуждена постепенно изменять подход к ценообразованию, чтобы не потерять рынки”, – говорит аналитик. (Газета.Ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)