По данным, опубликованным Госнефтекомпанией Ливии (Libyan National Oil Company) по итогам 2012 г., можно утверждать, что Ливия в прошлом году сумела вернуть доконфликтные объемы добычи нефти и почти такие же объемы поставок за рубеж.
Согласно отчету, в 2012 г. Ливия экспортировала 379,5 млн. баррелей нефти. Однако, в отличие от восстановленных в прежних объемах добычи и экспорта “черного золота”, долевое соотношение “тройки” основных импортеров ливийской нефти претерпело изменение.
Если в 2010 г. ливийская нефть покрывала около 30% потребностей Италии, 16% – Франции и 11% – Китая, то в 2012 г. на долю Италии пришлись 36,8%, Китая – 12%, Франции – 11%. Как видно, Китай за год прочно занял второе почетное место в числе обладателей ливийской нефти, вытеснив собой Францию.
И если безобидный, на первый взгляд, расклад цифр воспринимается легко и быстро, то в реальности нынешний процентный раздел этой африканской нефти состоялся совсем не просто, учитывая высокое качество ливийской нефти, которая не может быть заменима сырьем из других стран. Китай медленно и упорно шел к своей цели.
Когда речь шла о нефтяных интересах различных стран в Ливии, то Китай в этом отношении почти не вызывал подозрений, и его присутствие в Ливии связывалось с местом приложения труда многочисленной армии трудоспособных китайцев, которые занимались, в основном, строительством инфраструктуры. Китайские нефтяные компании даже не значились в числе основных бенефициаров ливийской нефти после войны. Наоборот, считалось, что Франция за ее поддержку оппозиции будет обладать тотальным преимуществом в разделе ливийской нефти и ей будет принадлежать 35% доли.
Но, тем не менее, доверие к европейским компаниям было уже подорвано. Как известно, производство нефти в Ливии опустилось до самого низкого уровня после начала мятежа из-за отъезда работников иностранных нефтяных компаний, которые действовали в стране. В частности, о временном сокращении объема, или прекращении работ по добыче нефти и газа в Ливии в то время объявили британская BP, итальянская Eni, французская Total, норвежская Statoil и англо-голландский концерн Shell.
И уже тогда выбор был сделан: в перспективе Ливия готова заменить западные нефтяные компании на китайские и индийские.
Руководители Национального переходного совета Ливии неоднократно отмечали, что уважают и признают все ранее подписанные с Китаем контракты, в свою очередь, Китай предоставил помощь новому правительству в виде гуманитарных поставок и активного участия в послевоенном восстановлении североафриканской страны. Итогом взаимного признания интересов стало заключение в марте прошлого года Ливией крупного контракта с Китаем на поставки нефти, согласно которому Пекин будет закупать у Триполи до 100 тыс. баррелей сырья в сутки. Тем самым, Пекин вдвое увеличил импорт ливийских углеводородов (48,2 млн. баррелей), что и показал итоговый годовой отчет национальной нефтяной компании Ливии. (Trend.az/Энергетика Украины, СНГ, мира)