Японской госкорпорации Japan Oil, Gas & Metals National Corp (Jogmec) первой в мире удалось добыть газ из “горючего льда” (гидрата метана) на дне океана. По оценке компании, местных запасов хватит, чтобы удовлетворить потребности страны в газе на 100 лет. Начало добычи в промышленных масштабах будет сопоставимо со сланцевой революцией в США и ударит по интересам “Газпрома”, полагают аналитики.
Первую партию природного газа удалось добыть с глубины 1,3 км на дне Тихого океана (в 50 км от побережья острова Хонсю). По предварительным расчетам, одно только это месторождение содержит запасы метана, которых хватит, чтобы покрыть потребность страны в газе на 11 лет. По подсчетам экспертов, общие запасы этого вида сырья в Японии составляют 7 трлн. куб. м. Jogmec обещает начать промышленную добычу газа в 2016-2018 гг.
“Метангидраты потенциально способны привести к энергетической революции в Японии, сопоставимой со сланцевой революцией в США, однако на этом пути еще много препятствий”, – сказал руководитель исследовательской группы Института экономики и энергетики Японии Юдзи Морита.
Для Японии, которая вложила миллиарды долларов в разработку способов добычи метанового газа, подобная революция крайне необходима. Страна, которая практически не имеет собственных полезных ископаемых, является крупнейшим импортером СПГ в мире. В 2012 г. объемы импорта СПГ достигли рекордных 87,3 млн. т, что обошлось казне в $62,4 млрд. На фоне позитивных новостей акции оператора шельфового проекта Japan Petroleum Exploration выросли на 5,7%. Бумаги буровой компании Japan Drilling достигли установленного максимума роста в 18%.
Как отмечает The Financial Times, пока метан не конкурент СПГ. Согласно расчетам Jogmec, которые та проводила в 2007 г., себестоимость производства 1 куб. м метана составит 92 иены, что в девять раз дороже стоимости фьючерсной цены СПГ (Henry Hub) на бирже в США и вчетверо дороже, чем на японской бирже. “Пока сложно прогнозировать коммерческий успех метана в силу неопределенности темпов мирового экономического роста, а также того, насколько изменится сама структура потребления, если, например, произойдет замещение нефтепродуктов на транспорте газом или электричеством. Кроме того, многое будет зависеть от объемов инвестиций в НИОКР”, – сказал аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
“Если гидратная революция произойдет, то это ударит по “Газпрому”. Российская компания сейчас проводит дорогостоящую Восточную газовую программу с заводом СПГ во Владивостоке и добычей газа в Якутии (расходы в итоге могут достичь 2 трлн. руб.). “Газпром” рассчитывает, что высокие цены на газ в регионе сохранятся. Однако если производство метана будет для Японии экономически целесообразным, то страна сократит объемы импорта. Таким образом, на рынке образуется переизбыток СПГ и цены пойдут вниз. И “Газпром”, и Jogmec обещают запустить свои проекты к 2018 г. В случае развития негативного для “Газпрома” сценария его программа окажется нерентабельной и будет субсидироваться, как трубопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток”, – сказал президент консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Впрочем, производство нового вида топлива таит в себе и определенную опасность. Разработка подобных месторождений в промышленных масштабах может иметь необратимые климатические последствия. Дело в том, что метан – это газ с мощным парниковым эффектом, а бурение в разломной зоне способно спровоцировать землетрясения. (РБК daily/Энергетика Украины, СНГ, мира)