Глава ФСК Олег Бударгин доложил президенту России Владимиру Путину о том, что непродуманная тарифная политика государства уже в следующем году может привести к банкротству ряда межрегиональных распредсетевых компаний. Аналитики считают, что Бударгин лоббирует повышение тарифов для МРСК.
В конце прошлой недели председатель правления ФСК Олег Бударгин провел совещание с региональными гендиректорами сетевых компаний и руководством Холдинга МРСК. На нем Бударгин проинформировал подчиненных об итогах совещания по развитию сетевого комплекса у Владимира Путина, которое прошло накануне.
Главная задача, которую глава государства поставил перед формирующейся компанией “Россети”, – повышение качества работы, а значит, надежности и доступности для потребителей, рассказал Олег Бударгин. При этом, по его словам, обеспечить надежное электроснабжение, сохраняя прежнюю структуру управления, “Россети” не смогут. Холдинг оказался несостоятельной структурой из-за громоздкой системы корпоративного управления, в которой коммуникации осуществляются через письма и запросы и практикуется излишняя отчетность.
По словам Бударгина, в компании использовалось около 60 тыс. показателей, по которым отчитывались дочерние зависимые организации, при этом ежегодное количество отчетов для сетевых структур доходило до 400. Он пообещал, что в “Россетях” структуру управления значительно оптимизируют. Для этого будут убраны все излишние бюрократические структуры и надстройки, а значительную часть полномочий из центра передадут непосредственно МРСК.
В то же время Бударгин пообещал выстроить жесткую управленческую вертикаль и на какое-то время передать “Россетям” функции единого исполнительного органа (ЕИО). Лишь через некоторое время, определить которое должны правительство и президент, полномочия ЕИО будут сняты и компания станет просто квазирегулятором в сетевом комплексе.
Аналитик “ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс” Руслан Мучипов не уверен, что региональным МРСК необходима контролирующая организация. “Вряд ли именно жесткое управление со стороны “Россетей” наладит надежное и бесперебойное энергоснабжение в регионах. Обеспечить развитие сетевого комплекса региональные энергетики смогут и без них (“Россетей”), а бенчмаркинг и стандарты управления можно проводить и через некоммерческую организацию, где будут представлены все компании, но при этом на них не будет оказываться давление”, – считает аналитик.
Вторым главным вопросом, который обсуждался на совещании у Владимира Путина, стала проблема тарифного регулирования. По словам Олега Бударгина, в последние годы сетевой комплекс сильно пострадал от тарифной политики государства. Региональные энергетические комиссии (РЭК) устанавливают тарифы, которые могут различаться в семь раз по региону. При этом государственные компании получают самый низкий тариф, а территориальные сетевые организации (ТСО), близкие к РЭК, – самый высокий, отметил он. По словам Бударгина, выручка ТСО в 2008 г. составляла 50 млрд. руб., а в 2012 г. уже 130 млрд. Он особо подчеркнул, что это деньги МРСК, которые просто не дошли до государственных сетей.
Непродуманная тарифная политика создает предпосылки к ухудшению финансового состояния сетевых компаний холдинга. Если не внести изменения в тарифное регулирование, уже в следующем году три компании – МРСК Сибири, “Ленэнерго” и “Кубаньэнерго” – могут оказаться на грани банкротства, доложил Бударгин Владимиру Путину. В качестве решения проблемы глава ФСК предложил провести эксперимент в Сибирском федеральном округе, где единый тариф по классам напряжения будет формировать напрямую ФСТ.
Предложение унифицировать тарифную политику между регионами звучит здраво, считает аналитик Deutsche Bank Дмитрий Булгаков. “Сегодня мы видим разбалансировку тарифных решений, которые принимают РЭК. Причиной служат инвестиционные программы, рост выручки ТСО, новая угроза – это уход крупных потребителей с “последней мили”, который подрывает перекрестное субсидирование”, – перечисляет аналитик. По его словам, сегодня не слишком прозрачная или несбалансированная политика местных регуляторов может довести до критического состояния любую самую успешную компанию, учитывая, что МРСК на 100% получают выручку исходя из тарифов.
В то же время эксперты не видят серьезных проблем в финансовой отчетности трех названных компаний. “Главная проблема МРСК Сибири до сих пор заключалась в больших выпадающих доходах из-за того, что у них ушли крупные потребители “Русал” и РЖД, отказавшись от договора “последней мили”. Но менеджмент работал над исправлением ситуации и в конце 2012 г. долг у компании сократился”, – говорит Руслан Мучипов. Соотношение долга к EBITDA составляет 1,5, то есть находится на очень комфортном уровне, добавляет аналитик.
“Ленэнерго” в течение трех лет показывает убыток по передаче электроэнергии, но компенсирует его значительной прибылью от техприсоединения. Кроме того, компания добилась пересмотра темпов роста тарифов для региона. Если в целом по стране рост не превышает 10%, то для Санкт-Петербурга этот показатель увеличен до 17%, для Ленинградской области – до 14% в течение пяти лет. “Благодаря принятым решениям “Ленэнерго” успешно выполнит инвестпрограмму. Сейчас соотношение долга к EBITDA составляет у него (“Ленэнерго”) 2,5-3, это высокий показатель, но дальше он будет снижаться”, – говорит Мучипов.
“Кубаньэнерго” с помощью государственных вливаний строит новые линии и подстанции для олимпийских объектов в Сочи. Для этих целей компании одобрили допэмиссию на 26 млрд. руб., из которых 16 млрд. внесет Холдинг МРСК, остальные средства – государство. При этом у “Кубаньэнерго” очень низкий показатель EBITDA – меньше 1 млрд., а долг находится на уровне 15 млрд. руб.
Олег Бударгин тем не менее поручил гендиректорам компаний до 5 апреля представить любые предложения по улучшению финансового положения – вплоть до внесения изменений в федеральное, региональное законодательство и управление в компанией “Россети”. В “Ленэнерго”, Холдинге МРСК и ФСК отказались от комментариев, в “Кубаньэнерго” и МРСК Сибири оперативно прокомментировать информацию не смогли. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)