4 апреля в Киеве состоялось заседание совместной межгосударственной украинско-казахстанской комиссии по экономическому сотрудничеству. Одной из главных тем в этих переговорах стало возобновление транзита каспийской нефти и ее поставок для переработки в Украине.
И хотя о конкретных договоренностях по поставкам нефти Киев и Астана на официальном уровне речь пока не ведут, эксперты считают позитивным сигналом возвращение к переговорам по этому поводу, потому что в последние годы Казахстан не высказывал явной заинтересованности в развитии энергетического сотрудничества с Украиной.
Кроме того, актуальности этой теме добавляет факт, что украинская нефтепереработка сейчас находится в худшем за всю свою историю состоянии. По статистике Минэнергоуглепрома, в 2012 г. в Украине было переработано 4,57 млн. т нефти. при совокупной мощности украинских НПЗ 43,65 млн. т. Иными словами, суммарно предприятия были загружены всего на 10%.
Но в этом году этот показатель может улучшиться благодаря возобновлению работы Одесского НПЗ, на который в прошлом месяце пришел новый собственник – группа компаний ВЕТЭК молодого бизнесмена Сергея Курченко. В пятницу на прошлой неделе на этом предприятии начались пуско-наладочные работы для возобновления производства.
По словам главы Минэнергоуглепрома Эдуарда Ставицкого, в ближайшее время на рассмотрение Кабмина будет подана программа поддержки и развития отечественной нефтепереработки, реализация которой должна привести к наращиванию доли бензинов украинского производства на рынке.
Министр отметил, что правительство планирует выйти на объемы нефтепереработки в 1 млн. т в месяц против нынешних 300 тыс. т. Эксперты называют эту цель реалистичной: такие объемы перерабатывались в 2003-2004 гг., когда Украина на 90% обеспечивала себя топливом за счет собственного производства.
Статистика же прошлого года весьма неутешительная. Производство нефтепродуктов в Украине в 2012 г. упало на 42,6% по сравнению с 2011 г. На начало 2013 г. из семи производств по выпуску нефтепродуктов работали два. В связи с падением производства нишу стал активно занимать импорт, делая украинский внутренний рынок чрезмерно зависимым от ценовых настроений зарубежных производителей.
Поэтому Кабмин стал изучать вопрос о целесообразности введения заградительных пошлин на импортные нефтепродукты, а также повышения качества топлива, производимого на украинских заводах. Как правило, их производство соответствует стандартам Евро-2, Евро-3 и Евро-4. А Одесский НПЗ, как уверяет Александр Каплан, сможет выпускать высокооктановые бензины качества Евро-5.
До пуска Одесского НПЗ переработку нефтяного сырья в Украине осуществляли два предприятия: Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти из структуры НАК “Нафтогаз Украины” и Кременчугский НПЗ “Укртатнафта” (56,8% акций завода разделены пополам между структурами группы “Приват” и бизнесмена Александра Ярославского, остальное – у “Нафтогаза”).
Херсонский НПЗ (контролируется группой “Континиум” украинского бизнесмена Игоря Еремеева) не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Также производством продукции не занимаются технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой “Приват”).
Лисичанский НПЗ, подконтрольный российской компании ТНК-ВР, был остановлен весной прошлого года из-за убыточности. А в конце октября прошлого года стало известно о заключении крупнейшей сделки в истории России по покупке активов ТНК-ВР компанией “Роснефть”. (ЛигаБизнесИнформ/Энергетика Украины, СНГ, мира)