Мининфраструктуры вновь лоббирует повышение акцизов на бензин и дизтопливо – предложение о поэтапном росте ставок уже подано в Кабмин. В министерстве уверены: чтобы улучшить качество украинских дорог, стоимость акцизов необходимо повысить до минимального в Европе уровня, то есть со 198 евро за 1 т бензина примерно до 466 евро. Однако любое повышение акцизных ставок приводит к росту розничных цен, напоминают эксперты. А повысить акцизные поступления в бюджет правительство может, только справившись с контрабандой на рынке.
Министерство инфраструктуры подало в Кабмин предложение о повышении акцизного сбора на светлые нефтепродукты, заявил 5 апреля министр Владимир Козак. Речь идет о поэтапном увеличении акцизов до уровня минимальных среднеевропейских ставок – в нашей стране самые низкие сборы на топливо по сравнению с другими странами Европы, сетует Козак. Если в Украине ставка акциза за ту бензина составляет 198 евро (для дизельного топлива – 46-98 евро), то в ЕС в среднем – 466 евро/т (и 375 евро/т дизтоплива). К примеру, в Германии акцизная ставка за 1 т бензина составляет 851 евро, а за 1 т дизтоплива – 534 евро, в Польше – 494 и 375 евро соответственно. “Понятно, что у нас и зарплаты ниже, но тем не менее рассмотреть вопрос повышения акциза необходимо”, – подчеркнул министр.
Акцизный сбор следует повысить для того, чтобы увеличить поступления средств в дорожный фонд для строительства и ремонта автомобильных дорог, основная доходная часть которого формируется именно за счет акцизного сбора и ввозной пошлины с импортируемых на территорию Украины транспортных средств, шин и нефтепродуктов. По словам Козака, в министерстве рассчитывают таким образом улучшить качество дорог, что положительно отразится на уровне безопасности движения.
Акциз на нефтепродукты был введен в 2011 г., до этого действовал транспортный сбор с каждого автовладельца. В марте премьер-министр Николай Азаров заявлял, что каждый автовладелец уплачивает в год 992 грн. акцизного налога, за которые можно осуществить ямочный ремонт примерно 5 кв. м дороги, капитальный ремонт примерно 1,5 кв. м, или же построить примерно 2,5 см дороги первой категории.
В пресс-службе Мининфраструктуры затруднились сообщить, в какие сроки и насколько предлагается повысить акцизы: проект документа намерены опубликовать для обсуждения примерно через неделю. “Будет создана рабочая группа, которая сделает все необходимые расчеты”, – добавили в министерстве. Мининфраструктуры разрабатывает механизм поэтапного увеличения сбора вместе с Укравтодором.
Против такого повышения выступает Минэнерго, утверждает один из чиновников ведомства (официально там инициативу не комментируют). “Мы предлагаем принципиально другой механизм – введение плавающего акциза. В определенные месяцы, когда необходимо улучшать состояние дорог, мы будем увеличивать ставку”, – говорит собеседник “Ъ”. Причем, по его словам, повышение в этом случае будет менее чем в три раза.
В неофициальных беседах участники рынка говорят, что опасаются повышения акцизов и считают, что такая угроза вполне реальна, если “поступит команда сверху решить проблему бюджетной дыры”. Однако директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич уверен, что в ближайший год правительство на это не пойдет, поскольку повышение акцизных сборов моментально скажется на розничной цене топлива: “Кабмин, наоборот, до сих пор боролся с резкими скачками цен”. Эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко напоминает, что сейчас розничные цены на бензин и так максимальные: часть компаний – примерно 20% рынка продает Аи-95 по 11,45 грн./л. В пресс-службе “ЛУКойла” отмечают, что повышение акциза в три раза приведет к подорожанию бензина на 6-7 грн. “Это снизит спрос на бензин и сократит объемы продаж”,- считают в компании. Марунич напоминает, что в прошлом году после резкого скачка цен на бензин в некоторых областях объем реализации нефтепродуктов на АЗС упал на 15%.
В Украине действительно небольшие акцизы – сейчас доля налогов и сборов в цене литра бензина в Украине составляет 30-35%, тогда как в большинстве стран Европы эта отметка превышает 50%, напоминает Дмитрий Марунич. “Однако и покупательская способность у нас гораздо ниже. Кроме того, с возросшими акцизами украинский потребитель все равно не получит европейское качество бензина”, – уверен он. Повышать акцизы в нынешней ситуации опасно, добавляет Сиренко. “Правительству для начала необходимо разобраться с контрабандой и некондиционным топливом. Если закрыть теневой рынок, то акцизные поступления в бюджет вырастут”, – объясняет эксперт. По оценкам участников рынка, около 20% рынка нефтепродуктов в Украине – нелегальные. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)