Верховная Рада Украины, планировавшая 21 мая принять законы, которые открывают путь к приватизации газотранспортной системы (ГТС) и подземных хранилищ газа, пересмотрела эти намерения. В Киеве спорят, что повлияло на решение власти: давление со стороны оппозиции или отсутствие четких договоренностей с “Газпромом” о создании газотранспортного консорциума.
Законопроект, предполагающий внесение принципиальных изменений в Хозяйственный кодекс и ряд законов Украины, был представлен в парламент правительством в конце апреля. В СМИ документ назвали законом о приватизации “Нафтогаза”. “Это неточная формулировка, ведь “Нафтогаз” не владеет стратегической инфраструктурой. ГТС закреплена в госсобственности и находится на внебалансовом учете дочерней структуры “Нафтогаза” – публичного АО “Укртрансгаз”, – пояснил руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По его словам, сейчас речь шла о том, чтобы исключить магистральные газопроводы и подземные газохранилища из перечня объектов, приватизация которых запрещена. А также предоставить правительству право определять, когда, как и на каких условиях приватизировать стратегические активы. Это принципиально важно, уверен замдиректора аналитического центра “Экспертный совет” Глеб Простаков: “Законопроект выводит из игры малопредсказуемую Верховную Раду и предоставляет право принятия решений кабинету министров.
Это значит, что представители Украины на газовых переговорах в Москве или в Брюсселе – вице-премьер Юрий Бойко и министр энергетики Эдуард Ставицкий – получат широкие полномочия. До сих пор их слова не имели значительного веса, ведь любое конкретное решение зависело от депутатов Верховной Рады, которые руководствуются политическими, а не экономическими мотивами”.
Украинская оппозиция, только узнав о готовящемся законопроекте, открывающем путь к приватизации стратегической инфраструктуры, выступила категорически против. Лидер фракции “Батькивщина” Арсений Яценюк заявил: “Партия власти решила под конец президентства Виктора Януковича приватизировать газотранспортную систему. Это не имеет никакого отношения ни к энергетическому обществу, ни к нашим отношениям с Европейским союзом, ни даже к вероятным отношениям с российскими партнерами”. А лидер партии “Свобода” Олег Тягнибок расценил действия правительства как предательство национальных интересов и призвал граждан выйти на акции протеста.
На этом фоне руководитель фракции Партии регионов Александр Ефремов 20 мая объявил, что рассмотрение законопроекта переносится на неопределенный срок. Он пояснил: “Это вопрос прежде всего глобально-политический, он имеет большое звучание в обществе. Для того чтобы ставить этот вопрос (в Верховной Раде), необходимо, чтобы правительство его доработало до такого уровня, когда бы представители всех политических сил, находящихся в парламенте, понимали, что происходит и куда движется ситуация”.
Дмитрий Марунич считает, что власть решила отложить рассмотрение закона, чтобы избежать очередного витка противостояния в парламенте – с драками, блокированием трибуны и новым этапом неработоспособности Верховной Рады. “Власть вовсе не заинтересована в новом грандиозном скандале накануне рассмотрения в Брюсселе (27 мая) вопроса о подписании в ноябре соглашения об ассоциации с Украиной”, – сказал эксперт. По его мнению, утверждение законопроекта в парламенте позже состоится, но рассмотрение может затянуться надолго. Марунич напомнил, как в прошлом году депутаты несколько месяцев дрались из-за вопроса о реорганизации “Нафтогаза”. В то время речь не шла об изменении формы собственности, а только о разделении компании на отдельные структуры по видам деятельности – добывающей, поставляющей, транспортирующей газ.
Глеб Простаков полагает, что сейчас у власти были и иные причины отложить сложный законопроект: “Думаю, не только оппозиция, но и власть не заинтересована в решении вопроса. Ведь закон, открывающий путь к приватизации стратегической инфраструктуры, используется Киевом для удерживания внимания и России, и ЕС”. Эксперт пояснил, что украинское руководство не приняло стратегического решения о будущем ГТС, не определилось, в каком формате лучше создавать газотранспортный консорциум – только с “Газпромом” или еще и с европейским представителем: “Тянут время, продолжая играть с теми и другими в надежде получить максимальные выгоды”.
Специалисты сходятся во мнении, что рано или поздно Украине придется менять форму собственности газотранспортной системы. “В том, что действующая форма управления неэффективна, свидетельствуют показатели работы отрасли. И объем транзита газа снижается, и финансовые результаты “Нафтогаза” не радуют, и вопрос привлечения средств для модернизации ГТС остается открытым. Оставить все так, как есть, невозможно”, – отметил Марунич. Он напомнил, что Россия, анонсировавшая возможность снизить цену на газ для Украины в случае создания двустороннего газотранспортного консорциума, ждет утверждения законопроекта, который был отложен Верховной Радой. Без него продвижение в этом вопросе невозможно. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)