Украина может ограничить импорт бензина и дизтоплива одной страной или поставщиком, если будет экономическая целесообразность, заявил в ежегодном послании Верховной Раде президент Виктор Янукович. Инициатива главы государства вызвала вопросы у многих автолюбителей, ведь около 70% бензина и дизтоплива из потребляемых страной (10 млн. т в год) поставляются нам из Литвы и Белоруссии. По мнению экспертов нефтерынка, введение таких квот без увеличения производства качественного топлива в Украине может взвинтить цены на бензин. Замдиректора НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев говорит, что сейчас главная проблема топлива на наших АЗС – его качество. Относительно благополучная ситуация – в крупных городах и там, где есть заправки известных брэндов. А на безымянных АЗС бензобаки могут заправить изготовленной из газоконденсата продукцией местных мини-НПЗ, которые дают до 15% общего объема “горючки” (1,5 млн. т) или его смесью с украинским бензином. Очевидно, что если чиновники ограничат импорт качественного бензина даже не в 2,8 раза, как предлагает президент, а хотя бы на треть (до 3 млн. т) – появятся очереди на заправках, где им торгуют. Ведь владельцы иномарок не будут готовы перейти с привычного топлива. Насколько может взлететь стоимость привозного бензина из-за его дефицита, сейчас сказать трудно – все будет зависеть от спроса и предложения, это может быть и 2, и 3 грн./л (13-14 грн.). Но то, что наш тоже подорожает – однозначно, считает эксперт.
“Проблема украинских НПЗ в конкуренции не с легальными импортными поставками, а с нелегальными – контрабандой и фальсификатом. Государство должно бороться с этими явлениями, а не с поставщиками высококачественных топлив. В свою очередь необходимо заставить наши НПЗ проводить модернизацию за свой счет, а не за счет потребителей, которые будут платить больше за топливо в случае введения пошлин или квот”, – сказал директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. Похоже, что его мнение совпадает с видением ситуации в правительстве. Хотя в Минэнерго, курирующем рынок нефтепродуктов, предложение президента официально комментировать отказываются, информированный источник разъяснил нам, что ключевые слова – “экономическая целесообразность”. “Никто не собирается просто так ограничивать продажу бензина и сажать автомобилистов на голодный паек, – успокаивает источник. – Но владельцам НПЗ президент дал сигнал: если они зальют страну качественным отечественным бензином, импорту будет поставлен заслон”.
Импортеры топлива резко против введения квот. По подсчетам президента ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонида Косянчука, сокращение импорта бензина и дизтоплива с нынешних 7 млн. т в год до 2,5 млн., образует на рынке дыру в 3,5 млн. т. “Заполнить брешь реально лишь контрабандой и фальсификатом, возможно, кто-то в этом очень заинтересован”, – говорит Косянчук. Политолог Владимир Фесенко успокаивает: резких перемен не будет. “Продолжается лоббистская борьба за рынок между импортерами и производителями, уже подключают президента. Но власть понимает, что перебои с топливом ей не на руку, поэтому ожидаю, что ограничения на импорт если и будут, то постепенные”. (Сегодня/Энергетика Украины, СНГ, мира)