Контракт с “Нафтогазом Украины” является в некоторой степени проблематичным, потому что мы взялись за то, чего раньше никогда не делали.

В конце минувшей недели после очередного раунда переговоров, в частности о ценовой составляющей в долгосрочных контрактах немецкой  RWE Supply & Trading GmbH и российского “Газпрома”, сложилось впечатление, что незначительный пока по объемам для такой компании, как RWE, контракт с украинским “Нафтогазом” может оказаться под угрозой срыва. Мол, этого требует “Газпром”. На самом деле ситуация несколько иная, о чем в эксклюзивном интервью ZN.UA рассказали топ-менеджеры RWE Supply & Trading GmbH – главный исполнительный директор Стефан Юдиш и исполнительный вице-президент Андре Штраке.

– О переговорах RWE Supply & Trading GmbH и российского “Газпрома” сообщают, что россияне были готовы изменить определенные условия долгосрочных контрактов при условии, что ваша компания откажется от реэкспорта российского газа. Так ли это, и как вы прокомментируете позицию RWE?

Стефан Юдиш: Вопрос переговоров о пересмотре ценовой составляющей в договорах с “Газпромом” и вопрос наших поставок газа в Украину не имеют ничего общего.

С 2010 г. RWE ведет переговоры с “Газпромом” о формальном производстве дела о пересмотре цены. “Газпром” действительно подал нам свои предложения относительно изменения цены газа, как он это сделал для других компаний, покупающих российский газ. Другие компании согласились на такие условия, а мы не согласились.

По согласованной контрактом процедуре мы выбрали путь подачи формального иска в арбитраж, рассмотрение продолжается. Мы ожидаем со дня на день решение этого арбитражного рассмотрения, а вопрос использования газа совершенно не зависит от этого процесса. Мы покупаем газ, он становится нашей собственностью, и мы делаем с ним то, что хотим. А любое соглашение (уговор) по поводу отказа от экспорта газа в коком-то определенном направлении или отказ от его использования противоречит нормам европейского законодательства о ведении добросовестной конкуренции.

Андре Штраке: Ведь мы (RWE) не хотим выступать в качестве тех, кто не выполняет эти нормы о добросовестной конкуренции.

– То есть из сказанного вами можно понять, что вопрос реэкспорта никак не касается Украины и отношений между RWE и Украиной?

Стефан Юдиш: Нет, нет. Отношения RWE-“Газпром” – это один вопрос, а отношения RWE-Украина – другой вопрос. И они не имеют друг к другу никакого отношения.

– Как вы оцениваете в целом и, возможно, в определенном более конкретном измерении так называемый российский фактор в энергетических или газовых отношениях между РФ и ЕС, а также Украиной?

Стефан Юдиш: Газ, к сожалению, играет большую политическую роль. Это делает сам продукт газ трудным (для торговли). Но потребители, в конце концов, не должны думать о газе, когда они в нем нуждаются, покупают его и потребляют. Такому продукту, как газ, значительно помогло бы, в частности, снова завоевать доверие со стороны потребителей, если бы он деполитизировался. То, что он является политическим фактором, понятно. Однако мы просто бизнесмены, мы занимаемся газом не по политическим мотивам, а для того, чтобы заработать немного денег.

– Как вы оцениваете контракт между RWE и “Нафтогазом Украины”? Выгоден ли он для вашей компании?

Стефан Юдиш: В принципе мы стараемся не вступать в деловые отношения, которые, по крайней мере, когда мы их планируем и оцениваем риски, не были бы для нас выгодными (прибыльными). Контракт с “Нафтогазом Украины” является в некоторой степени проблематичным, потому что мы взялись за то, чего раньше никогда не делали. И мы пошли на довольно высокий риск, например, в вопросе прерывания реверсных поставок из Германии через Польшу в Украину. Частично эти риски материализовались. Например, поток поставок перерывался, мы были вынуждены часть газа, которую планировали поставить на украинский рынок, снова реализовывать на немецком рынке, и преимущественно с убытком. Однако контракт с “Нафтогазом”, учитывая структуру рисков, можно считать приемлемо прибыльным.

RWE AG является одной из ведущих энергетических компаний ЕС и занимает третье место среди поставщиков электроэнергии и пятое место – среди поставщиков газа. Обеспечивая 70 тыс. рабочих мест, компания гарантирует надежное снабжение 16 млн. потребителей электроэнергии, почти 8 млн. потребителей газа. В 2012 г. товарооборот компании составил 53 млрд. евро.

Собственно партнер “Нафтогаза” – RWE Supply&Trading (входит в составRWE AG) является одной из ведущих европейских энергетических торговых компаний. В ее торговую корзину входят не только газ и электроэнергия, но и уголь, нефть, сертификаты СО2 выбросов и многое другое. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)