Министры из так называемой “команды младореформаторов” принимают решения, которые рискуют поссорить Украину с Беларусью, а также привести к дефициту на топливном рынке.
18 июня президент Беларуси Александр Лукашенко впервые с момента инаугурации Виктора Януковича в 2010 г. приедет с официальным визитом к украинскому коллеге. Рабочие встречи глав государств проходили постоянно, но в этот раз статус переговоров повысился, поскольку возникла необходимость обсудить “препятствия, возникшие на пути” развития торгово-экономического сотрудничества, в частности, в энергетической сфере. Об этом сообщил Александр Михневич, первый замминистра иностранных дел Беларуси.
В 2011 г. Александр Лукашенко отказался посетить мероприятия в Киеве, посвященные годовщине Чернобыльской трагедии, заявив, что “к сожалению, вшивости хватает у нынешнего руководства Украины”. В этот раз разговор президентов может также пройти достаточно жестко, потому что Украина второй год пытается создать барьеры для поставок белорусского бензина – основной статьи белорусского экспорта в Украину.
И если изначально речь шла о попытках ввести заградительные пошлины по инициативе Минэнергоугля и украинских НПЗ, то теперь глава Миндоходов Александр Клименко настаивает на необходимости контроля качества импортного бензина на таможне. Тем самым министр, которого поддерживает первый вице-премьер Сергей Арбузов, надеется решить вопросы пополнения бюджета и финансирования строительства дорог.
Однако, как отмечают эксперты, основная проблема украинского топливного рынка связана вовсе не с качеством поставок от зарубежных производителей, среди которых 90% приходится на Беларусь, Литву, Польшу и Румынию – нефтепродукты из этих стран отвечают европейским стандартам и, помимо Украины, также поставляются в ЕС и США.
По оценке отраслевых специалистов, доля контрабанды и фальсификата в общем балансе топливного рынка по итогам 2012 г. составила 26,5%, или около 2,7 млн. т. Поэтому государству, в первую очередь, необходимо ликвидировать теневой сегмент с сомнительными операциями поставок топлива.
Эту проблему украинские чиновники безуспешно решают уже много лет. И глава нынешнего Кабмина Николай Азаров, очевидно, осознавая ее значительные масштабы и известные нюансы, делегировал задачу своим амбициозным подчиненным из финансового блока.
“Если не сократить теневой сегмент рынка, то ситуация не изменится ни с суммами акциза, ни с качеством топлива. Однако Арбузов и Клименко пока больше ориентированы на усиление контроля над легальным топливом. Следовательно, сколько не контролируй то, что и так видно, новых, больших успехов не случится. Но через несколько месяцев уже возникнет вопрос: а где новые поступления акциза и качество бензина, где нормальные отношения с Беларусью, которая к тому времени потеряет часть поставок? И крайние будут всем очевидны”, – поделился мнением источник в Кабмине.
Подобные меры, по мнению экспертов, спровоцируют панику в период, когда бензин среди автолюбителей пользуется спросом, и не приведет к желаемому эффекту: мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов фактически простаивают.
Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова, не исключает, что актуализация вопроса контроля импорта может свидетельствовать о создании условий для передела рынка. “Уже произошел передел рынка сжиженного, нефтяного газа. Сейчас это переносится на рынок нефтепродуктов. О гражданах вряд ли кто волнуется”, – полагает эксперт.
Потребители, в частности, страдают оттого, что система контроля качества нефтепродуктов в Украине хронически недофинансируется, поэтому проверки АЗС фактически не проводятся. В свою очередь, Александр Клименко уверен, что Миндоходов готово вести контроль качества ввозимых из-за рубежа нефтепродуктов с помощью одной стационарной лаборатории, которой располагает ведомство.
Но замысел Клименко может и не реализоваться. Министерство юстиции утверждает, что Миндоходов не может заниматься рыночным надзором и контролем качества нефтепродуктов, ввозимых на таможенную территорию Украины, а также реализуемых на АЗС страны – это не его функции. По действующим правовым нормам, органы, уполномоченные совершать госконтроль хозяйственной деятельности, устанавливаются исключительно законами.
Поэтому Александр Клименко, судя по его заявлениям, решил создать правовой прецедент и на свое усмотрение расширить функции подконтрольного ему Миндоходов.
В отраслевой Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” (ООРНУ) говорят: “Причиной падения поступлений акцизного сбора с нефтепродуктов является контрабанда, а не псевдоотклонения по качеству”. Участники рынка полагают, что путем ужесточения требований к пересечению границы будут с рынка будут устранены неугодные компании.
“Вследствие проблем с таможенным оформлением топлива осенью 2012 г. на сегодня в Украине фактически свернута деятельности одного из крупнейших операторов, румынского концерна “Ромпетрол”: в первом квартале 2013 г. компания не поставила в Украину через дочернюю структуру “Ромпетрол-Украина” ни тонны нефтепродуктов, а инвестиционные проекты и вовсе были заморожены”, – отмечают в Ассоциации.
Беларусь является сегодня крупнейшим поставщиком бензина и дизтоплива, занимая до 40% рынка Украины. Не исключено, что именно поставки из соседней республики станут предметом тщательных проверок со стороны Миндохов.
Вряд ли “младореформаты” рискнут создавать проблемы полякам и литовцам, которые выступают адвокатами Украины в Евросоюзе. Впрочем, Владимир Омельченко отмечает, что политическая система, которая находится в состоянии деградации, склонна принимать решения, которые играют против самой этой системы. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)