Несмотря на интенсивное строительство Россией обходных газопроводов, Украина не спешит списывать со счетов свою газотранспортную систему (ГТС). Для модернизации компрессорной станции “Бар” магистрального трубопровода “Союз” была приглашена немецкая Ferrostaal Industrieanlagen, которая осуществит проект за счет кредитов Deutsche Bank. Член правления и исполнительный директор компании Кай Эвальдсен рассказал специальному корреспонденту “Ъ” Олегу Гавришу, что был удивлен тем, в каком хорошем состоянии находится украинская ГТС, а также о том, что в его компании не исключают возможности ее полной модернизации с привлечением как украинских, так и российских подрядчиков.
– Почему для модернизации украинской газотранспортной системы выбрали именно вашу компанию?
– Нас выбрали через тендерную процедуру, которая проходила в соответствии с правилами и законодательством Украины. Следует отметить, что из-за финансирования проекта Deutsche Bank список участников тендера сократился. Заем подразумевает государственные гарантии со стороны Германии, а страхование экспортного кредита заложено в финансирование. Мы являемся одной из крупнейших германских инженерных компаний-подрядчиков и работаем по всему миру более 80 лет. Мы специализируемся на разработке и реализации трубопроводов и насосных станций. У нас много отзывов и опыта по реализации проектов в Северной Африке, Латинской Америке, Азии и на Востоке. Модернизация насосных станций – одно из направлений, на которых мы специализируемся.
– Кто пригласил вас участвовать в тендере?
– О проекте модернизации украинской ГТС мы узнали из европейских газет. К тендеру нас пригласили представители “Укртрансгаза”.
– Очевидно, Deutsche Bank решил работать с вашей компанией и потому оказал содействие…
– Вопросы о Deutsche Bank лучше поставить им самим, это их бизнес.
– Расскажите, в чем смысл пилотного проекта по модернизации станции “Бар”?
– Он нужен обеим сторонам, чтобы увидеть, насколько эффективной может быть модернизация в целом, то есть насколько сократится потребление нужного для работы ГТС газа, который сейчас излишне тратится. Кроме того, со снижением использования газа появляется и экологическая составляющая, поскольку в атмосферу поступает меньше выбросов.
– Почему вы используете именно оборудование Siemens?
– Мы не обязаны всегда использовать оборудование Siemens. Мы всегда готовы обсуждать этот вопрос с клиентом. В данном случае мы будем сотрудничать с местной отраслью и работать с украинскими компаниями. Если будет принято решение о том, что мы будем модернизировать всю ГТС, то мы привлечем местных партнеров. Их много – начиная от поставщиков до инженерных компаний, которые уже работали с трубопроводами, и мы очень рассчитываем на их опыт. Называть сейчас одну компанию и не упоминать о других было бы нечестно.
– Почему в ходе модернизации газотранспортной системы было принято решение перевести ее на электроэнергию?
– Для пилотного проекта мы решили с клиентом, что будем использовать оборудование на электрическом приводе. Тем не менее это не единственное решение для украинской ГТС. В одних случаях лучше использовать электрические турбины, в других – газовые. Все зависит от доступности и цены электроэнергии. Для Украины с ее ценами пока удобнее использовать электроэнергию. Но, возможно, в будущем ситуация изменится. Например, если удастся снизить цену газа, возможно, снова станет более выгодно работать на нем. Поэтому замена турбин будет проводиться выборочно, в зависимости от станции. Сначала будет сделан анализ доступности электроэнергии на каждом отдельном участке.
– Что дешевле: строительство новых обходных российских газопроводов или модернизация существующей украинской ГТС?
– Мы считаем, что с точки зрения экономии намного выгоднее модернизировать существующую ГТС. Насколько продолжительной будет эта модернизация, будет зависеть от конкретных решений. Но провести ее намного дешевле и быстрее, чем построить обходные трубопроводы, как это отмечается в результатах экспертизы, которую проводили “Укртрансгаз” и европейская компания MotMacDonald. Но модернизировать ли ГТС полностью, решать вашему правительству. На пилотном проекте мы только покажем, как это может быть сделано.
– Когда вы завершите этот проект?
– Проект модернизации станции “Бар” продлится 29 месяцев. Через 2,5 года все работы будут завершены.
– Вы уже успели проанализировать тот фронт работ, который вам предстоит проделать. В каком состоянии находится украинская ГТС?
– Мы проанализировали не только станцию “Бар”, но и всю ГТС и пришли к выводу, что, несмотря на возраст, она находится в хорошем состоянии – за системой тщательно следили и очень хорошо поддерживали. Таким образом, ответ на вопрос, что лучше: новая ГТС или ремонт и модернизация, очень прост – последний вариант наилучший.
– Если с ГТС все в порядке, зачем ее модернизировать?
– Исходя из увиденного, можно сказать, что ГТС находится в хорошем состоянии. Но модернизация насосных станций многократно повысит их эффективность. Замена старых, низкоэффективных газовых турбин на выполненные по последнему слову техники электротурбины снизит затраты используемого на перекачку газа.
– Кто будет вашим партнером по реализации этого проекта?
– Координировать все наземные операции будет компания “Машэкспорт” (входит в российскую группу МРКС). (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)