Нехарактерная для начала лета активность участников топливного рынка в стране и за рубежом заставила НТЦ “Психея” пересмотреть свой прогноз цен на нефть, бензин и дизель на нынешний год. Но расхождения в полученных результатах оказались не настолько значительными, однако значимыми, чтобы повлиять на принятие управленческих решений по приобретению и реализации нефтепродуктов до конца 2013 г.
В соответствии с уточненным экономическим прогнозом, при сохранении существующего порядка налогообложения и прогнозируемого Кабмином курса гривни, до конца 2013 г. стоимость цистерновых партий бензина А-95-Евро вида II ДСТУ 4839:2007 (Евро-4) будет изменяться от 11800 до 12400 грн./т. При этом по сравнению с началом года бензин должен подешеветь. Оптовые цены на дизельное топливо вида II ДСТУ 4840:2007, скорее всего, не выйдут из интервала 10300…11600 грн./т, но во второй половине года, скорее всего, увеличатся. Рост средней стоимости нефтепродуктов по сравнению с 2012 г. составит 2-4%.
В рознице литр бензина А-95-Евро вида II (Евро-4) будет стоить 10,80-11,30 грн., дизельное топливо вида II – 10,05-10,35 грн./л. Прогнозируемое снижение цен на бензин объясняется существенным увеличением количества предложений суррогатов на основе коксохимического сырья и смесевых видов топлива с большим содержанием биокомпонентов (биоэтанола, аминов и эфиров). Рост стоимости дизельного топлива обусловлен увеличением спроса и сокращением количества компаний, занимающихся его реализацией. По сравнению с 2012 г. нефтепродукты на заправках должны подорожать не более чем на 3%.
Вероятность корректировки прогнозных цен в сторону увеличения или снижения определят четыре группы факторов.
1. Цены на нефть в мире
Ныне на мировом рынке доминирует формульный подход к определению стоимости топливно-энергетических ресурсов, основанный на котировках информационных агентств, собираемых по закрытым для участников рынка методикам.
2. Цены на импортируемую нефть и нефтепродукты на внешнем рынке
Во второй половине 2013 г. в Украине будет перерабатываться сырье преимущественно отечественного производства. При этом его стартовая стоимость на специализированных аукционах будет рассчитываться исходя из стоимости нефти Urals (FOB Новороссийск и FOB Приморск) по данным агентства Platts. Такая привязка усилила связь с биржевыми ценами и мировой волатильностью.
3. Спрос на нефтепродукты внутри страны
Несмотря на рост цен в 2010-2012 гг., объемы потребления нефтепродуктов в Украине стабилизировались, а по дизельному топливу наблюдается увеличение спроса. Ожидается, что в 2013 г. будет потреблено около 10,1 млн. т светлых нефтепродуктов (-1% по сравнению с 2012 г.), в том числе 4,2 млн. т бензина всех марок и 5,9 млн. т дизельного топлива (в рознице – 3,3 и 1,9 млн. т соответственно).
4. Экономические и финансовые факторы
Внешние. В первой половине 2013 г. мировая экономика развивалась чрезвычайно неустойчиво, несмотря на оживление финансовых рынков. Неблагоприятно развивались события в странах – торговых партнерах Украины: замедлился экономический рост в России, а ЕС находится в самой длительной со времени создания блока рецессии. При этом ни один из ключевых участников еврозоны не готов признать, что реализуемая ими стратегия выхода из кризиса несостоятельна. (Oilreview.kiev.ua/Энергетика Украины, СНГ, мира)