К концу недели президент РФ Владимир Путин приедет в Киев на празднование 1025-летия Крещения Руси. За рамками официальных мероприятий российский лидер обсудит с украинским коллегой актуальные проблемы, в первую очередь – в газовой сфере, уверены в украинской столице. Ведь затянувшаяся неопределенность с газотранспортным консорциумом угрожает новым газовым кризисом.
“Что бы там ни сообщалось официально, но ситуация в отношениях Украины с “Газпромом” такова, что президенты не смогут обойти эту тему”, – сказал “НГ” руководитель энергетических программ центра “НОМОС” Михаил Гончар. Он напомнил, что российская сторона еще весной заняла выжидательную позицию в вопросе создания газотранспортного консорциума: от Украины требовались гарантии в виде закона, открывающего доступ к приватизации или аренде газотранспортной системы (ГТС).
Такой законопроект украинское правительство утвердило еще в конце апреля, передав его на рассмотрение Верховной Рады. Но депутаты отложили проект на неопределенное время. Примерно месяц назад глава “Газпрома” Алексей Миллер констатировал, что переговоры о создании консорциума не ведутся: “Чтобы вести переговоры предметно, необходимо внести изменения в украинское законодательство, необходимо внести изменения в десяток законодательных и нормативных актов Украины. До сегодняшнего дня этого не сделано”.
Теперь Верховная Рада ушла на каникулы. Но газовые переговоры ведутся, как и прежде, закулисно, уверен Михаил Гончар: “На днях один из лидеров правящей Партии регионов Михаил Чечетов обмолвился, что парламент может собраться на внеочередную сессию, если необходимо будет в сжатые сроки принять некие важные законы, связанные, например, с вопросами создания консорциума. Это своеобразный индикатор: прогазпромовская группа влияния в Украине усилила нажим, чтобы провести нужные российской стороне решения. Накануне визита Путина (не важно, по какому поводу он приедет в Киев) градус политической температуры явно повысился”.
Украинские эксперты отмечают, что из Москвы звучат все более резкие заявления. На днях зампредседателя комитета Госдумы по вопросам энергетики, новый президент Российского газового общества Павел Завальный предположил, что действиями украинской стороны дирижируют из-за рубежа. “Есть влияние в какой-то степени Евросоюза и США. Все месторождения предполагаемого сланцевого газа по схеме соглашений о разделе продукции разрабатываются американскими компаниями, и в перспективе им будет нужен доступ к трубе (ГТС Украины)”, – передало слова Завального агентство УНИАН.
Проблема сводится к выбору, перед которым оказалась украинская власть. Либо сейчас поделиться контролем над стратегической инфраструктурой с “Газпромом”, взамен получив по белорусскому сценарию временное, но существенное снижение цены на газ. Либо сохранять контроль над ГТС – в ожидании добычи значительных объемов сланцевого газа на территории Украины, что позволит в будущем снизить цены и избежать зависимости от “Газпрома”.
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отметил, что запасы так называемых нетрадиционных видов газа в Украине теоретически оцениваются в 5-10 трлн. куб. м. Но наличие этих объемов не подтверждено, а стоимость добычи не определена.
“Разведывательные работы пока не начались. Компания Shell только готовится к бурению на Юзовском участке (Донецкая и Харьковская области), а Chevron, собирающаяся работать на Олесском участке (Львовская область), пока даже не подписала соглашение о разделе продукции”, – отметил он. Обе компании в мае прошлого года стали победителями конкурса на освоение месторождений нетрадиционного газа в Украине.
Западные компании начнут добычу нетрадиционного газа, в том числе сланцевого, не ранее чем через пять лет, отмечают специалисты. Но, надеясь на хорошие результаты разведывательных работ, иностранцы действительно задумываются о будущих способах транспортировки. Ранее бывший член парламентского комитета по вопросам ТЭКа Александр Гудыма заявил, что Shell и Shevron начнут промышленную добычу сланцевого газа на территории Украины: “И мы можем начать его продавать в Европу, осуществляя поставки по собственной ГТС”.
Михаил Гончар подтвердил “НГ”, что действующую систему магистральных газопроводов технологически возможно использовать для таких целей: “Газ поступает в ГТС не прямо из скважины, ведь он содержит разнообразные примеси. Поэтому и традиционный газ проходит специальную очистку – существуют установки по подготовке добытого газа к транспортировке. Подобные установки нужно будет построить и для нетрадиционных видов газа, а также нужно будет достроить промышленные газопроводы от скважин к магистральным трубам. Но эта задача, конечно, решаема, если подтвердятся прогнозы относительно запасов”.
Эксперт считает, что с точки зрения национальных интересов Украины имеет смысл до выяснения вопроса не распродавать стратегическую инфраструктуру: “Кто контролирует трубу, тот контролирует весь газовый рынок. Если, допустим, передадим контроль над нашей ГТС “Газпрому”, то где гарантии, что через пять лет условия транспортировки сланцевого газа будут выгодными?”
С другой стороны, Украине уже сейчас необходимо добиться снижения цены на импортный газ. Попытка заменить российские поставки немецкими – это, по мнению экспертов, пока лишь политическая акция. Несмотря на рекордное снижение в этом году объемов покупки у “Газпрома”, из Германии поставляется в 25 раз меньше. Но Россия не пойдет на снижение цены на газ для Украины без передачи под контроль “Газпрома” украинской газотранспортной системы, заявил недавно глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Эксперты в Киеве отмечают, что компания “Нафтогаз” находится в тяжелейшем финансовом положении, а в госбюджете нет лишних средств ни для спасения монополиста, ни для расчетов с “Газпромом” – в ожидании сланцевого бума. Выход из ситуации, по мнению эксперта Гончара, может быть найден в реформе всего газового сектора Украины одновременно с реорганизацией “Нафтогаза”. “Правительство пытается не раздражать ни Брюссель, ни Москву и при этом угодить местным олигархам. А нужно было бы действовать решительно и быстро, основываясь на тех обязательствах, которые Украина взяла на себя при вступлении в Европейское энергетическое сообщество. Тогда и “Газпром” проводил бы переговоры не просто с Украиной, а с энергетической частью ЕС”, – отметил он.
22 июля в интервью украинской газете “День” посол США Джон Теффт похвалил политику Януковича: “Президент выбрал то, что я считаю правильной политикой, – Украина должна быть частью Европы и одновременно пытаться поддерживать хорошие отношения с Россией. И Соединенные Штаты не имеют никаких возражений против этого”.
Эксперты отмечают, что сейчас наступает переломный момент. Украинская власть должна определиться и четко заявить, с кем и на каких условиях она сотрудничает в энергетической сфере. Неопределенность вызывает недоумение в Брюсселе и раздражение в Москве. На этом фоне неофициальная беседа на газовые темы между Путиным и Януковичем может оказаться важнее многих официальных переговоров. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)