Власти Румынии фактически признали окончательный провал проекта транснационального газопровода Nabucco West.

Президент страны Траян Бэсеску потребовал, чтобы Евросоюз вернул 23 млн. евро, потраченные Бухарестом на Nabucco West, с помощью которого Румыния намеревалась сократить зависимость от “Газпрома”. В Брюсселе считают, что претензии не по адресу: решение отказаться от Nabucco принял консорциум компаний-разработчиков азербайджанского месторождения Шах-Дениз.

Румыния потребует от Евросоюза возместить ей затраты на провалившийся проект газопровода Nabucco, заявил 28 августа президент страны Траян Бэсеску. По его мнению, Бухарест “вправе получить компенсацию”, учитывая, что Румыния “никогда не колебалась” в выборе между российским проектом газопровода South Stream и Nabucco, “твердо высказываясь” за участие во втором проекте, так как он “соответствует интересам ЕС”. Румынская госкомпания Transgaz, участник консорциума по Nabucco, потратила на проект около 23 млн. евро. Траян Бэсеску говорит, что компенсацию можно будет направить, например, на модернизацию железных дорог и другие региональные проекты.

Проект газопровода Nabucco West рассматривался консорциумом по разработке азербайджанского месторождения газа Шах-Дениз как один из вариантов доставки сырья через Турцию в Европу. Его маршрут должен был пройти через Болгарию, Румынию и Венгрию до Австрии. Через Болгарию и Венгрию также должен идти газопровод “Газпрома” South Stream, но он пройдет не по румынской (такой вариант рассматривался), а по сербской территории. Но в конце июня консорциум “Шах-Дениз” сделал выбор в пользу альтернативного маршрута доставки азербайджанского газа через Грецию и Албанию до Италии по газопроводу TAP.

Президент азербайджанской госкомпании SOCAR Ровнаг Абдуллаев тогда говорил, что Nabucco West может быть реализован наряду с TAP вслед за ростом добычи в Азербайджане и соседних странах. Тогда же вместе с Румынией разочарование выразила и Болгария, подержавшая идею позже вернуться к Nabucco West. А сам консорциум Nabucco West (австрийская OMV, Transgaz, “Булгаргаз” и турецкая BOTAS) заявил, что станет искать другие источники сырья для газопровода. При этом OMV в июле уже списала по Nabucco West 55 млн. евро убытков.

ЕС и продвигавшие идею сокращения зависимости Европы от российского газа США всегда подчеркивали, что для них не имеет значения, какой из маршрутов выберет “Шах-Дениз”, главное, чтобы в Европу пошло альтернативное сырье. 28 августа представитель ЕК Марлен Хольцнер сказала “Коммерсанту”, что “решение выбрать проект TAP вместо Nabucco для поставок газа на коммерческой основе было принято консорциумом компаний”, а не ЕК. “Это частный проект, и Еврокомиссия не является его участником”, – подчеркнула она.

Реакция Румынии на провал Nabucco West стала одной из самых резких, так как она отказалась от South Stream в пику “Газпрому”, но и другого маршрута не получила, считает глава киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич. Но Бухарест, напоминает он, также хочет строить в Молдавию газопровод Унгены-Яссы и поставлять туда газ с шельфа Черного моря. Но денег на это не хватает, предполагает эксперт, и, делая такие заявления, власти страны рассчитывают получить их у ЕС. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)