Утихший было конфликт между государственными “Транснефтью” и “Роснефтью” разгорается с новой силой, теперь вокруг Восточной нефтехимической компании. “Транснефть” резко раскритиковала проект, поставив под сомнение возможность и экономическую обоснованность финансирования требующегося для него расширения нефтепроводов. Стоимость работ она оценивает в 140 млрд. руб., и источник получения этих средств неясен. При этом руководство “Транснефти” не видит достаточных источников сырья для проекта, зато видит в нем угрозу провала идеи по созданию бенчмарка восточносибирской легкой нефти.

Президент “Транснефти” Николай Токарев 3 сентября направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором усомнился в целесообразности проекта “Роснефти” по созданию Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Топ-менеджер впервые оценил стоимость подключения завода к трубопроводной системе “Транснефти”: только для поставок в рамках первой очереди проекта мощностью переработки 12 млн. т нефти в год (ее “Роснефть” планирует завершить к 2020 году) необходимы инвестиции в 139,7 млрд. руб. “Инвестиционной программой “Транснефти” проведение этих мероприятий не предусмотрено, источники их финансирования отсутствуют”, – пишет он.

Кто вложит средства, пока неизвестно. В понедельник замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что на специальном совещании решить этот вопрос не удалось, так как пока стороны не согласовали технические условия подключения ВНХК к сетям естественных монополий. По его словам, Минэнерго ожидает предложения в сентябре-октябре. В “Роснефти” комментировать этот вопрос отказались, но источник “Ъ” в компании заверил, что “работа по проекту строительства ВНХК ведется во всех необходимых направлениях”.

В презентации, с которой 31 августа глава “Роснефти” Игорь Сечин выступал перед президентом Владимиром Путиным, компания предложила включить в инвестпрограммы естественных монополий “объекты внешней инфраструктуры ВНХК”. Тот же вариант рассматривает и помощник президента Андрей Белоусов в письме Путину (“Ъ” ознакомился с текстом) от 5 августа. Там говорится, что стоимость инфраструктурных проектов, необходимых для работы ВНХК, составляет 108,7 млрд. руб. При этом среди перечисленных чиновником проектов нет подключения завода к трубопроводу ВСТО, зато есть предложение сократить объемы бюджетного финансирования. Президент Путин с положениями данного письма согласился.

Николай Токарев полагает, что расширение нефтепроводов возможно за счет увеличения тарифа на транспортировку нефти. По расчетам “Транснефти”, компенсация затрат потребует ввести в 2015-2021 гг. надбавку к тарифу на прокачку по ВСТО в размере 14,1%, в 2022-2028 гг. – 6,8%. Но в этом случае, признает топ-менеджер, расширение системы для “Роснефти” оплатят в том числе другие нефтяники. В ФСТ сообщили, что пока вопрос дополнительного роста тарифов для ВСТО не обсуждался.

Это далеко не первый конфликт “Транснефти” и “Роснефти”. О том же они несколько месяцев спорили в рамках планов нефтекомпании увеличить поставки в Китай. Только в конце июня, когда “Роснефть” подписала окончательное соглашение о дополнительных поставках и договорилась о получении предоплаты свыше $60 млрд., источники, близкие к обеим компаниям, сообщали, что нефтекомпания согласилась оплатить расширение трубопроводной системы через специальный долгосрочный тариф.

Но теперь спор пошел на второй круг. Кроме финансовых вопросов Николай Токарев снова поднял проблему нехватки нефти. В частности, топ-менеджера беспокоит возможное уменьшение после запуска ВНХК поставок в порт Козьмино (конечная точка ВСТО) и, как следствие, провал плана по созданию бенчмарка восточносибирской легкой нефти. Виталий Крюков из “ИФД-Капитала” согласен с этими опасениями. По словам аналитика, все заявленные “Роснефтью” проекты, ориентированные на азиатский рынок, крайне перспективны, однако и риски компании по ним высоки: фактический объем добычи госкомпании сейчас ниже, чем необходимо для реализации проектов, а добыча на целом ряде крупных месторождений должна начаться только с 2016 г. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)